Про заражённую солярку и борьбу с этим

Март 14, 2016 by Max - 12 комментариев


Заправка парусной яхты топливом

Ошибка при заправке лодки топливом может обойтись вам в огромные деньги. Потери при ремонте двигателя и топливной системы могут достигать огромных сумм, сравнимых со стоимостью мотора. Но даже не это самое страшное – гораздо хуже остаться посреди океана с неработающим двигателем, в полной беспомощности, и без надежды вернуть его в строй.

Бен Сатклифф опубликовал статью, в которой детально разбирает основные ошибки при работе с дизельным топливом, опасности которые при этом возникают и способы их избежать. Статья будет  полезна и начинающим и опытным судоводителям – ведь в жизни всегда много мелочей, которые мы почему-то не предусмотрели и которые в неудачный момент могут здорово нас подвести.
В течение лета 1970-ого года, тогда мне было около 11 лет, – рассказывает Бен Сатклифф, –я был членом экипажа мисс Дебен, на ее 18 футовом спасательном катере парусного клуба Felixstowe Ferry Sailing Club’s. И я помню, как капитан одной из яхт во время заправки своей лодки был сильно огорчен отсутствием в воронке фильтра для улавливания воды. Я помню этот случай очень хорошо, так как помогал ему в процессе заправки удерживать воронку над баком. А три недели спустя его лодка потеряла управление посреди океана из-за отказавшего двигателя. Прибывший на место офицер службы спасения попытался разобраться в причинах отказа двигателя и увидел, что топливный фильтр наполовину забит водой и грязью. Так я узнал Правило №1 в работе с дизельным топливом: не допускать попадание в топливный бак воды и грязи.

За сорок лет состав дизельного топлива существенно изменился. Но, как ни странно, опасность загрязнения только увеличилась. Так что и значимость Правила №1 только выросла.

К чему может привести заправка дизтопливом с водой и загрязнениями?

В вашем топливном баке могут жить около 100 видов бактерий, питаясь сконденсированной водой и современными биологическими компонентами дизельного топлива. Появляются эти бактерии в баке из забортной воды, с наших рук и поверхностей на самой лодке. Также они могут уже содержаться в топливе, которым мы заправляемся. Комфортная температура для развития бактерий – 5-70 ° C, а температура около 30 ° C – наиболее благоприятная для них среда.

Размножающаяся в солярке биомасса выглядит так:

дизельное топливо зараженное бактериями

Если у вас случилось такое, как на фото выше, то вы точно не отделаетесь только заменой топливного фильтра.. Это может быть очень дорого!

Почасовые ставки при проведении ремонтных работ на верфях составляют £ 45-70, в зависимости от квалификации работающего с вами инженера. Очистка резервуаров, замена пострадавших топливных линий и фильтров могут обойтись в несколько сотен фунтов. Если же поражаются форсунки, или, что еще хуже, топливный насос, – это может привести к росту стоимости ремонта  до £ 3000. Я помню один случай, когда топливо было загрязнено мелкодисперсной ржавчиной из канистры. Владелец был вынужден заплатить более £ 4000 за новый топливный насос, форсунки и топливный бак.

Еще одна большая проблема – рост процентного содержания биодобавок в дизельном топливе. Стандартный вид топлива, BSEN590, содержит максимум 7% биодобавок. Но нефтяные корпорации лоббируют доведения процентного содержания до 12%. С учетом дешевизны биодобавок, а также положительного экологического эффекта от их использования, в ближайшие годы процент содержания биодобавок в дизельном топливе достигнет 20-100%.

Признаки использования загрязненного топлива

Наиболее очевидный признак загрязнения топлива – остановка двигателя или серьезное падение его мощности. Также важным признаком является медленный набор оборотов, сильный дым из выхлопной трубы и плохой запуск двигателя. Я знаю один случай, когда загрязнения дизельного топлива привело к неправильной работе инжекторов, что в свою очередь привело к несбалансированному питанию цилиндров, и в итоге – к повреждению коленвала двигателя. Чёрные отложения в прозрачных частях топливных магистралей :

черные отложения в топливном шланге

 

Что нужно делать, чтобы предотвратить загрязнение?

Первое:  Для яхт, с объемом бака менее 10-15 галлонов топлива, иногда дешевле утилизировать остатки топлива в конце сезона и оставить на зиму чистый бак. Для крупных судов это не экономично, поэтому необходимо отправить часть остатков топлива в специализированную лабораторию на экспертизу. По результатам теста вы можете получить данные о том, насколько загрязнено топливо в ваших баках и можно ли использовать его в следующем сезоне.

Если вы сомневаетесь в чистоте емкости, из которой заливаете топливо в бак, используйте воронки со специальными фильтрами от воды и грязи.

Второе:  Храните топливо должным образом. Топливо с высоким содержанием биодобавок имеет срок годности. Поэтому по возможности попытайтесь сохранить его температуру около 5-10 ° C. Если у вас возникли сомнения в качестве оставшегося после прошлого сезона топлива – его лучше слить и заправиться новым.

Третье: Проверяйте состояние палубной крышки топливного бака. Иногда, когда я делаю  сюрвей лодки, я проверяю крышки баков на судах и нередко нахожу внутри них некоторое количество воды, которая в итоге стекает в бак и смешивается с топливом. Причина этого – плохое уплотнительное кольцо и неправильная конструкция горловины. На некоторых старых лодках заливная горловина находится в самом низу в кокпите и также может протекать. Часто бывает целесообразно переместить заливную горловину: при выборе места расположения учитывайте, что горловина не должна быть утоплена, чтобы избежать скопления там воды и должна быть расположена так, чтобы случайно пролитая солярка не растеклась по большой площади палубы.  Пролитое топливо представляет опасность скольжения на палубе, а попавшее с палубы в море – представляет опасность в виде штрафов.

Слева: правильная конструкция палубной крышки бака – горловина поднята над уровнем палубы и имеет хорошее уплотнительное кольцо .Справа: плохая конструкция. На горловине видна вода:

Правильная и неправильная горловины топливного бака

 

Четвертое: кроме топливного фильтра на двигателе, сделайте дополнительную систему фильтрации, которая сможет работать не только когда мотор заведен, но и при длительных стоянках, перегоняя топливо из одного бака в другой:

система фильтрации топлива на яхте Нататорес:

система фильтрации топлива на яхте Нататорес

система фильтрации топлива на моторной яхте Сапфир:

система топливных фильтров и сепараторов

 

Еще несколько фото цепочек топливных фильтров и сепараторов  на яхтах:

diesel polishing system on a yacht

 

система фильтрации солярки на яхте

 

indoor-diesel-polishing-3

 

топливные фильтры и сепараторы на яхте

 

Полный бак уменьшает конденсацию

Да, топливный танк должен быть полным. Тут есть ньюанс с дизельным отопителем: многие владельцы заправляют полный танк, прежде чем покинуть корабль,  но оставляют работать дизельный обогреватель, поставленный на периодическое включение. Если обогреватель берет солярку из основного танка, то по мере убывания уровня топлива, в нем увеличивается объём воздуха, из которого, благодаря смене теплого и холодного периодов (из-за работы обогревателя), происходит конденсация воды. Немного подогревать лодку зимой хорошо, но не переусердствуйте. Помните: чем больше вы нагреете воздух, тем больше воды он сможет перенести в ваш бак, и эта вода сконденсируется там при  следующем отключении обогревателя. Летом же воздух, втянутый в топливный бак через вентиляционный патрубок имеет, по крайней мере, 15-20 процентов влажности. Воздушный осушающий фильтр предотвратит попадание влаги в бак. Стоит он около £ 20:

Осушающий воздушный фильтр

 

Проверьте свой топливный бак

Убедитесь, что солярка не контактирует с такими металлами как медь, латунь, бронза, свинец, олово или цинк. Эти материалы вступают с топливом в химические реакции и ускоряют его разложение. Я лично предпочитаю баки из нержавеющей стали. Но сейчас производят и инновационные полиэтиленовые баки, которые, как утверждают их создатели, обладают высокой устойчивостью к разрушению из-за контакта с соляркой и менее склонны к образованию конденсата, чем баки из других видов пластмасс и тем более из металлов.

Хорошо, если топливный бак позволяет слить небольшое количество  топлива из самой низкой точки – это позволит вам удалить воду и проверить состояние топлива. Конструкции многих лодок не позволяют это сделать, и для отбора проб топлива уходит много времени и сил: чтобы взять пробу из нижней части бака приходится использовать длинную трубку и небольшой ручной вакуумный насос.

Не забывайте периодически проверять состояние внутренней полости бака визуально с помощью эндоскопа.

Если бак расположен в машинном отделении или возле отапливаемого салона– приложите возможные усилия и теплоизолируйте его для того, чтобы сохранить температуру топлива как можно более низкой. Идеальная температура – на уровне 5-10° C.

И наконец. При расходе топлива в бак через вентиляционное отверстие всасывается воздух. Проверьте вентиляционный патрубок  вашего бака: имеет ли он изгиб необходимого размера, чтобы не допустить попадания воды? В правильном ли месте расположена вентголовка топливного бака, не заливает ли ее водой. Поставьте воздушный осушающий фильтр на вентиляционный патрубок.

 

Что делать, если солярка всё-таки сгнила

Поцедура очистки заражённой бактериями солярки называется diesel polishing. Большинство компаний, которые работают с протухшей соляркой (diesel bug) используют одни и те же биоциды и ферменты – некоторые даже экологически чистые, однако подобные очистные операции не могут вернуть испорченное топливо в первоначальное состояние. В зависимости от типа топлива, применение некоторых биоцидов способно остановить рост бактерий.

Устройства для diesel-polishing, используемые сервисными компаниями по очистке загрязненного топлива:

external diesel-polishing system

 

Оцените количество воды в сепараторе:

external-diesel-polishing-2

Портативная установка для diesel-polishing:

external diesel-polishing system

 

Схема одной из установок. Отдельно хочется улыбнуться «магнитному кондиционеру» ))

устройство системы diesel-polishing

Большинство фирм рекомендуют применение биоцида или, в тяжелых случаях, лечение большой дозой химических веществ, которым потребуется некоторое время на уничтожение микробов в топливном танке, с последующей однократной или многократной фильтрацией топлива и заменой фильтров. Дизель полишинг удаляет воду и бактерии из танка, однако надо понимать, что это барьба со следствием, а не с причиной: нужно стараться не допускать попадания воды и грязи  в танк и заправляться хорошей соляркой и применять фильтры и сепараторы для дизтоплива.

Ну и на сладкое два интересных снимка:

Как заправляют Эклипс Романа  Аркадьевича:

Заправка топливом яхты Эклипс

 

Заправка топливом американского военного корабля:

Заправка топливом американского военного корабля

Статья является дополненным мной переводом статьи Chris Beeson про зараженную соляру с Yachting Monthly —  http://www.yachtingmonthly.com/sailing-skills/how-to-avoid-diesel-bug-32632 | Авторы Ben Sutcliffe-Davies, Chris Beeson и я немножко технической отсебятины добавил. Также смотрите мой предыдущий пост по теме очистки соляры — там есть десяток ссылок на производителей устройств для полишинга, нсосов, фильтров и сепараторов.