При проварке корпуса периодически оглушительно лопаются прихватки (маленькие сборочные шовчики такие). Ну это типа нормально не только для самостроя, но и ддаже для заводских условий..
Очень редко (буквально пару-тройку раз) удается найти лопнувшую прихватку. Прихватки при проварке перевариваются- такчто особо беспокоится о них не нужно- ну лопнула и лопнула. Но вот сегодня лопнул шов, причем не на всю длину, а только на часть. Сточил болгаркой достаточно много вглубь- трещинка размером с волос есть. Ну конкретно эту я разделал болгаркой и заварил. Но вот что меня гложет- получается все лопнувшие до этого прихватки- могут быть вовсе и не прихватки, а участки уже финишного шва? Эдак можно до Антарктиды то и не дойти(((( Вопрос- чо делать то? Пролазил с фонариком на брюхе несколько швов- ну так на взгляд всё нормально.. но этож блин пальцем в небо.. Короче- печаль у меня большая(((( Всем хороша сталь, но вот эти усадки сварочных ванн, напряжения и деформации- прям беда..
2. трещина в сварочном шве (это днищевые листы):
3. Для масштаба рука:
38 комментариев
Добрый день! Вроде как говорят, что: мелом натираются все швы снаружи, а изнутри добротно все швы промазываются керосином. если есть трещина, то под действием капиллярных сил керосин просачивается наружу и виден на меле.
Да, совершенно верно. Собираюсь так делать после проварки всей яхты. Тут же шов варится с двух сторон и подварив снаружи можно получить герметичность, апрочности уже небудет(( Вот думаю как контролировать промежуточную стадию. Возможно тоже придется керосинить..
Еще есть вот такая вещь — http://www.ventsvar.ru/accessories/chemical/esab-ndt.html На нашем заводе пользовались. Работает луше керосина. но меловать с обратки все равно нужно. И еще если есть какие-то закрытые объемы (цистерны, воздушные блоки плавучести) — делай крышку с манометром и штуцером, и проверяй наддувом.
Удачи.
Ага, спасибо!
Качество шва просто ужасает.
Любите красоту? Ну вот вам мой красивый шовчик. Наслаждайтесь. http://cs621318.vk.me/v621318928/1772b/D1AijOXy6Ds.jpg
На фото шов выполнен неправильно. Катет шва превышает нормальный. Отсюда возникает пережог свариваемых кромок и трещины при усадке. Для снижения напряжений целесообразно применять обратно — ступенчатый метод сварки.
И еще совет сварите образцы и сдайте в лобараторию. чтобы понять можно-ли доверить корпусу сваренному вами жизнь свою и других.
Максим,привет! Ты молодец и шов хороший и отвечаешь оппонентам правильно. Прихватки это маленькие швы и варить их надо как и большие. Прихватки в процессе сварки переплавляются полностью. Правда, перед сваркой их можно сделать пониже болгаркой. Снять напряжение можно термообработкой, а лучше было бы варить УОНИ, они пластичные, но п.автоматом и проще и быстрее и дешевле.
Геннадий Александрович, спасибо! Часто Вас вспоминаню, когда варю — иной раз думаю- «А вот за такое Геннадий Саныч поставил бы двойку» )))) Если будет жедание посмотреть воочию на мое творение- с радостью приглашу. Недалеко от Богородска.
Автор выше таки прав — качество отстой. На фотке, которой хвастаете, похвастать тоже нечем. Посмотрите на чипмейкере темы про кроилово и про то, как варят настоящие сварщики, и сравните со своими швами. Как Вы сами написали в одном из блогов, развалится не в марине, а когда лодку будет валять где-нибудь.
Я настоящий сварщег, успокойтесь. Электро-газо четвертого разряда. Чего кирпичами то разрождаться? А вот как вы по картинке издалека качество шва способны оценить без разрезания, рентгена и прочего- это вопрос. И да- не развалится. Даже если все внешние швы лопнут- неразвалится. А внешний вид- так клал я на внешний вид. Главное прочность и герметичность. Шов так у*бищно выглядит потомучто варится жирными точками с прогревом докрасна зоны сварки, чтобы провар был на сто процентов вглубь. Поэтому и напряжения очевидно сильные.
Вообще, у меня такое ощущение, что я должен всё делать так, как считают правильным какието левые люди. Вчера тут один пришел и давай мне объяснять почему у меня все не правильно. Дошли до того что «раз денег нет чтоп быстро нанять и построить, то надо все бросить и пойти их зарабатывать, а не строить тут годами всякие яхты». Любо дорого послушать.
Поверх прихваток варить я бы не рекомендовал, по крайней мере на наших толщинах и режимах сварки. Есть отрицательный опыт как у меня, так и у сварщика с аттестацией на давление, который мне корпус варил. Чтоб полностью переплавить прихватку, нужно добавить тока, но на большом токе прожигаются края между прихватками, поэтому ток приходится снижать до приемлемой величины и на прихватках потом вылезают непровары. Первый раз такое явление было замечено при сварке корпуса изнутри. Хотя прихватки и были снаружи, при последующей разделке именно под ними чаще всего обнаруживались несплавления (металл шва хорошо сплавлен с листами обшивки, но не сплавлен с металлом прихватки). Поскольку прихватки всё равно потом вырезались, на это дело благополучно забили. Вторым случаем был стык палубы с вертикальной стенкой надстройки, он собирался на прихватках изнутри (издержки технологии сборки), и первый проход изнутри пришлось вести прямо по прихваткам. Хоть они и точечные, но получилась страсть господня, варить пришлось короткими участками на сравнительно большом токе, чтоб хватило прихватки переплавлять. Шов получился прочный, но слишком уж неровный и оплывший вниз. Как снаружи обварим, придётся шлифовать, чтоб краска держалась. Геморроя себе добавил, в общем 🙂 Лучше было бы, конечно, сначала понаставить точек снаружи, а внутренние перед сваркой спилить, но зима уже на пятки наступала…
Понятно, Паш, спасибо!
«Вторым случаем был стык палубы с вертикальной стенкой надстройки, он собирался на прихватках изнутри (издержки технологии сборки), и первый проход изнутри пришлось вести прямо по прихваткам. Хоть они и точечные, но получилась страсть господня, варить пришлось короткими участками на сравнительно большом токе, чтоб хватило прихватки переплавлять.»
Все равно варить по 5-10см через метр. Первые стяжки шва ставишь мимо прихватак, затем убираешь прихватки и варишь следующие проходы.
> Дошли до того что «раз денег нет чтоп быстро нанять и построить, то надо все бросить и пойти их зарабатывать, а не строить тут годами всякие яхты».
Ты его хоть послал? 🙂
Шов как шов, провар есть, свищей нет… А что страшненький — снаружи сошлифуется, а изнутри зашивка.
Люди насмотрятся на чипмейкере, на образцовые швы на столе. На столе любой красиво чешуйки наложит. Вертикалка и потолочка — это слегка не то же самое…
Попробуй ток на деление убавить, и подачу проволоки.
Его нельзя посылать))) потом расскажу)
Может в этом и есть великая сермяжная правда? )) Чел наверное в чем то прав, но это уже совсем другая тема…..)))
>>>Может в этом и есть великая сермяжная правда? )) Чел наверное в чем то прав, но это уже совсем другая тема
Я же вас не учу как жить, да? Не говорю всякие мерзости в ваш адрес, хотя в принципе мог бы. Откуда у вас столько уверенности в том, что вы имеете все основания для тагкого? Что вы, мой друг, сделали такого, что по масштабу аналогично моей яхте? Или быть может вы великий Будда, который познал суть жизни и просветлился и поннял наконец, что строить яхту руками- большущее западло, а вот пахать полжизни зарабатывая поллимона евро на нее- это норм? А в чем норм? Пафоса больше? Так все зависит от целей. Моя- дойти до Патагонии и Антарктиды, прожить жизнь в Океане. А комуто- похвастать перед друзьями, что спустил полляма на лодку.. Вам не кажется, что между «быть» и «казаться» вы выбираете не то что надо?
Ни кого не слушайте. Делайте свою яхту. Осуществляйте свою мечту. А что касается денег, на пример я, прекрасно знаю насколько большие финансовые затраты нужны даже при постройки самостроя. Я вот тоже мечтаю о собственной яхте, и тоже хочу металлическую, но я не могу себе позволить даже строить яхту, потому что — что бы построить хорошую яхту которая выдержит шторм, я уже не говорю о океане, а даже морскую зыбь, нужны очень большие деньги. Так что если Вы имеете возможность самостоятельно строить такой корабль, значить материальное положение Вас нормальное.
Есть мнение, что прихватки лопаются из-за неверной последовательности сварки — потому что деформация одной из прихваченных деталей сильно превышают деформации другой. Я вообще на точках всё собирал, один коллега, который профессионально лодки варит в Германии, сказал, что если сварщик чихнёт посильнее, то эти точки отвалятся к херам, так вот не отвалилась ни одна, в выходные с палубы последние выпиливал 🙂 Деформаций при сварке избежать невозможно, но можно попытаться сделать так, чтобы эти деформации были более-менее равномерно размазаны по всему корпусу, а не сосредоточены локально в нескольких местах. Самое сильное колдунство — использовать эти деформации в свою пользу. Я собираюсь провернуть такой финт ушами на продольном шве палубы (мой косяк — продольных стыков на палубе лучше избегать), по результатам отпишусь.
А шов у меня тоже один раз лопнул по всей длине. Сантиметров пять. Но шов был всё нерабочий, так что не стал особо разбираться, в чём дело было. На рабочих ничего похожего не замечено, если бы где лопнуло, вскрылось бы при шлифовке валика, потому что все валики на корпусе стачиваются до уровня основного металла, просохатить трещину практически нереально, надо слепым быть. Вот странные щелчки летом в жару — обычное дело. Судя по их количеству, половина швов должна уже лопнуть. Но пока даже ни одной прихватки лопнувшей не нашёл.
P.S. Да, совсем забыл… трещины первого прохода можно визуально определить при разделке корня шва.
добрый день..
любой сварочный шов — изначально это компромис, он нарушает решетку металла и т.д.
что можно сделать, уменьшить напряжение шва, путем отпуска детали если это возможно..
варить изначально качественно и хорошо, согласен с автором, невозможно определить качество шва по его внешнему виду, можно сделать красивый шов и он развалится, а можно сделать некрасивый и он будет работать..
автор — никого не слушай и делай свое дело..
просто нормально варить по госту, если вы проф. сварщик и все будет работать..
(может сваркой неплавящимся электродов в среде защитного газа сварить, если есть такая возможность..?)
Спасибо. ТИГом будет ну очень долго. Да и смысл не понятен- тепловложения при сварке тигом не меньше чем при сварке полуавтоматом вроде как.. азначит и напряжения тоже..
Знаешь что сварщики говорят про такие швы? Что это «насранно», а не «сварено».
Алекс, идите пожалуйста отсюда. Затрахали доброхоты со своими высокоумными сентенциями. Чо, волшебное рентгеновское зрение штоле появилось, провар видно? Нет? Тогда гоу по своим делам, нехрен тут шарится.
> Знаешь что сварщики говорят…
Зачем на абстрактных сварщиков кивать?, Лучше покажите, что сам, своими руками сделал. А мы позырим, и заценим, «насрано» там, или еще как.
…желательно на потолке и из положения скрючившись в узком отсеке, когда в бока впивается набор, а в глаза пот течёт 😀 А на столе кто угодно ровный шов положит…
Сколько толщина листа? Я стыковое соединение когда варю, всегда делаю зазор.. Если при сборке, стыковке не получается, зачастую это норма, пропиливаю болгарской. Это позволяет на малых токах проваривать насквозь. По ГОСТу до 4 мм можно одно проходным варить.. У тебя, глядя на фото, просто субъективно, по ощущениям, много шва., а кромок как то маловато.. Так то норм по идее, трещина в кратере всегда есть, ну потянуло её дальше, не везде же. Прихватки я все удаляются полностью до сварки.
Для проверки качества швов у нас на работе пользуются вот примерно такой фигней, сколько стоит понятия не имею)
http://rocolcom.ru/production/group/non_destructive_testing_system_n/
Подходит как для швов с контролем изнутри-снаружи, так и просто на железяку побрызгал и увидел трещины.
Толщина листа днища и борта 5мм. Сталь ст3сп.
Спасибо за советы!
Макс, это Вам господь бог ответки присылает за Ваши выпердыши, котоыре иногда проскакивали, аналогичного плана, на разных ресурсах типа КИЯ и блогов. Вы сами грешны, чего уж там, и нераз обсирали чужие проекты и начинания так как они не соотсетствую ВАШЕМУ представлению о правильности. Да ладно — тут все такие, иных в нашем социуме нету, а те которые есть, тех нету в тырнетах. Это все не в качестве претензии к Вам, а просто напомнить, что… ээээ… все мы не без греха.
Ну а доброхотов все равно нахуй надо посылать, да. А проекту Вашему я искренне желаю успеха! Не далее как сегодня читал блог людей которые построили 55-футовый дизель дак, это какой-то пиздец в плане объема работы. начало в 2009, сейчас можно сказать финишная отделка. Посему реально респект человеку который это делает! И надеюсь что доделаете. Ибо нехуй.
Да, Вы правы, грешен. Борюсь с собой, местами успешно.
За пожелания большое спасибо!!
Макс, не сердись за «серево» 🙁 я сам недавно батарею ц.о. заварил так, что текло отовсюду от куда только могло. Есть такая фича: сварщик привыкает варить на одном токе (это если работа так идет), а потом забывает выставить новый (правильный) ток. В результате образуется непровар 🙁 . Во меня на работе то материли!
И еще, листы нельзя варить в стык. Нужно оставлять между ними зазор 2-4 мм в зависимости от толщины листа. Это также дает дополнительную гарантию на провар. Можно и без этого, но тогда увеличиваются напряжения и изгиб листов.
Листы к поперечному и продольному набору варятся не сплошным-непрырывным швом, а коротенькими-пунктирными (50-100 мм). Потом эти коротышки продолжаются такими же по длине пока полностью все не проварится (это если надо все проваривать). Согласуй длину швов по руководствам.
Листовые швы так же не веди непрерывными. Сделай пунктир 50 мм через 100 мм. Потом вернешься и продолжишь.
Есть специальная практика сварки судовых конструкций. Она подразумевает определенную систему направлений сварки. Книга «Основы сварки судовых конструкций. Андреев. Осипов», стр. 228. посмотри., в ней про это подробно говорится.
Учебник по сварке для судомехаников и мотористов. Тебе в море 100% придется креноваться и заваривать там где течет. Это не только у тебя так. Это у всех так. Но! ТИГ на берегу упростит твою задачу в море. И вообще будь готов что с кораблем ты станешь рабом лам…, ой пардон, не лампы, конечно, а корабля! :)) Будешь постоянно его подкрашивать, подваривать.
Заведи журналы «Профилактические осмотры» — где что на что смотреть с какой периодичностью на предмет неисправностей.
«Профилактические мероприятия» — смазка, подкраска, усиление и т.д.
Сборка и сварка корпусов судов. Мацкевич. стр. 337
Тебе тут правильно посоветовали подумать о ТИГе. Пройди ТИГом вдоль уже сваренных листовых швов. Правильно выстави ток. Без присадки. Если есть непровары, то ТИГ их закроет. НО(!) долго ТИГ не держи на одном месте. Просто веди по шву большие буквы ‘И’ без отрыва. Так чтобы шов горизонтально был по середине буквы, а острые концы буквы выходили не на много за шов. Прочерчивай мелом вдоль того шва который уже «протиговал» чтобы не запутаться. Пройди ВСЕ швы! <-обязательно к исполнению!
Потом можно горелкой специально-широкой вести огонь вдоль шва для того чтобы убрать сварочные напряжения. 600-650 градусов (темно-темно-красное свечение) нагрева ширина 50-80 мм по обе стороны от шва. Полностью напряжения не уберет, но ослабит прОцентов на 40. Потом напряжения сами-собой устаканиваются (в течении года вроде бы).
Возьми два куска металла и потренируйся. Увидь как металл плавится и сплавляется. Не пожалей денег и времени. Недели 2, а даже 3. Зато будет гарантия. Или бери болгарку с тонким кругом и все что треснуло по шву, все это пропили прям по шву и дальше пропили за трещину с двух концов, миллиметров 20-30. Трескает по шву, это если разнородный металл используется в качестве детали или свариваемого в-ва. Даже если присутствуют страшные сварочные напряжения, шов от этого не должен треснуть сразу. Он треснет потом. Может также быть что в баллоне углекислота не чистая, а с примесями воды (водорода в итоге) — что не редкость.
З.Ы.1. Еще раз напоминаю, в конце всей сварки ОБЯЗАТЕЛЬНО провари все листовые швы ТИГом без присадки. Не поленись или заипиошсо в море.
З.Ы.2. Тебя спасет ТИГ.
З.Ы.3. Пункты З.Ы.1 и З.Ы.2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К ИСПОЛНЕНИЮ!!!
P.S. Это все конечно если дизайн яхты грамотный. Потому что з'дается минэ яхту лучше будет назвать "Большая черепаха". Подумай почему. И слово "Большая" в данном случае обозначает не объем.
Спасибо)
Ну я какбэ денег и времени не пожалел- пол года учился на сварщика специально. Потом еще на аргонщега.
Щас уже чото советовать поздно- корпус почти готов.
Что означает Большая я чото не понял.
По «большой» : опасаюсь что,
1. Будет встречное сопротивление больше среднего.
2. при высоте волны «свежий ветер», даже не при «перед штормовым» ветром, яхта будет зарываться. Так как яхта маленькая то волна будет проходить через всю яхту. В шторм наложишь реально полные штаны. Будет страшно, мама не горюй!
3. Будет небольшой ход.
Где у тебя должна пройти ватерлиния? Если за точку ориентира брать шпигаты?
Может стоит реально оставить стальным только корпус со всеми укрепляющими балками, а палубу и все пристрои с рубкой делать из аллюминия с пластиком? Облегчить, другими словами яхту. И советую вещи подбирать все облегченные. Зачем тебе такая печь тяжелая? Да она хорошая. Но она хорошая на берегу, а не в море. Берешь как подарок Нептуну? Чтобы в шторм выкинуть за борт? Спасая собственные шкуры? Или хочешь выменять ее где-нибудь в Морокко на пару ящиков тущенки из ГМО? У тебя ведь еще киль должен быть, не забывай! Он весит от 25% веса всей яхты. Ты расчитал где он должен быть? Если ошибся, то его оторвет. В море хозяин только море. Оно все расставит так как ему нужно. Знай как ему нужно и гиммора будет меньше.
Ты делал расчеты по весам? Мачту если не правильно разместишь, то ее поломает.
Не совсем понятно, уточните пожалуйста, ТИГом проваривать без присадки нужно уже по сварному, проваренному электродом шву?
>>Не совсем понятно, уточните пожалуйста, ТИГом проваривать без присадки нужно уже по сварному, проваренному электродом шву?
Да, именно это имеется в виду. Вроде как и отпуск и заварка трещин если они есть.
Я лично за пенетрацимонный проявитель, последующую разделку и заварку, Тиг сложно на открытом воздухе.
До кризиса 14 000 рублей стоило отучиться в Турции на яхтенного матроса-шкипера-радиста.
Что думаешь по поводу этого? У тебя есть теоретическая и практическая подготовка?
Стандарты и ГОСТы принимал во внимание при проектировании? По ним тебя зарегистрируют и присвоют класс мореходности.
Алексу:
По учебе:
я учился в московской яхтенной школе, лет почти 15 назад.
Когда спущу лодку планирую пойти к Гуськову учицца)) Знаете Гуськова? Вот. Чтобы все эти приливы и отливы, плюс правильный документ на радиосвязь. Ну тоесть — учицца надо и это правильно.
По проекту и ГОСТам:
У меня есть главконструктор и он мне всё это проектировал. Что он принимал во внимание, а что нет- сказать не могу, не знаю. Регистрировать я буду под ГИМС. У меня высокий борт и отсечная непотопляемость поэтому надеюсь что с классами будет все ок. Опять же — мне на это как бы наплевать- мне уйти из СПб из России — и все, больше меня, надеюсь, наши власти по маломеркам трогать не будут. Опять же если совсем все плохо напишут — буду думать как встать под иностранный флаг. Но я вижу примеры — например Дениса Морева — его Дукат- ну совсем маленький, не удивлюсь что в судбилете гимс написал чтото типа «не далее 2 км от берега и волна до 40 см» — у меня в билете на Альбатрос16 такое было. Но Морев нормально прошел кучу тысяч миль и ни разу не упоминал о проблемах связанных с формальными ограничениями в судбилете.