Про заказ постройки корпуса стальной яхты

Май 27, 2014 by Max - 24 комментария


welding-steel-hull

С некоторой периодичностью ко мне обращаются люди с вопросом «а постройте мне корпус яхты?». При этом они зачастую очень неверно представляют порядок цен, наприме, одни считают, что раз у меня уже строится корпус, то построить еще один такойже будет совсем недорого, другие думают,  что корпус весом в 10 тонн стоит как 10 тонн стального листа и готовы еще накинуть «целую сотню тыщ рублей» сверху на сборку, прочие расходы и на радость мне. В этой статье я попытаюсь наглядно показать, как обстоят дела с ценами на постройку стальных корпусов для яхт на самом деле. 

Да, мы можем построить стальной корпус. Есть опыт строительства стальных корпусов размерами 20, 15, 14 и 6 метров. Также рекомендую к прочтению мою давнюю статью Про стальные корпуса для постройки яхты — там небольшой список верфей и несколько мест где есть готовые корпуса. Правда это было давно и многое наверное поменялось, расценки так уж точно))

Из чего же складывается стоимость стального корпуса яхты? В общем случае стоимость корпуса состоит из трех частей: стоимость проекта, стоимость стального раскроя и стоимость сборки.

Стоимость проекта

Мы можем строить как по своим проектам (уже имеющимся и реализованным в железе, или сделанных специально под требования заказчика), так и по проектам других конструкторов.  Проект в нашем случае подразумевает наличие файлов для лазерной резки стального раскроя. В случае если строительство идет по нашему проекту вопросов с этим не возникает, а в случае покупки проектов других дизайнеров есть две проблемы: отсутствие раскроя вообще и небрежность в имеющихся файлах раскроя. Последним страдают многие «широко известные в узких круга» западные дизайнеры (что бы ни говорили они сами и их реселлеры). В случае покупки понравившегося проекта нужно быть готовым к затратам на проверку и корректировку файлов раскроя. Если этого не сделать, то, во первых, может сильно затянуться процесс сборки из-за резкого возрастания объема работ, а во вторых, могут появиться искажения в геометрии корпуса.

Для примера привожу стоимости некоторых проектов:
-стоимость проекта, по которому строится 14-ти метровая парусно-моторная экспедиционная яхта Стальная Крыса составляет 100 тысяч рублей;
-стоимость проекта стального водоизмещающего катера 6 метров составляет 30 тысяч рублей;
-стоимость проекта Moorea 45 дизайнерского бюро Van de Stadt составляет 6000 евро;
-стоимость проекта Dix43 Дадли Дикса составляет 1700 долларов;
-стоимость проекта Voyager 432 Брюса Робертса составляет 1695 долларов;

В последних двух случаях обязательны работы по корректировке файлов раскроя.

Стоимость стального раскроя

Стоимость раскроя состоит из стоимости стали, стоимости лазерной резки и стоимость транспортировки. Сейчас (весна 2014) стоимость стали Ст3СП составляет 22-32 тысячи рублей за тонну в зависимости от сорта проката.

Стоимость лазерной резки на хорошем оборудовании (мы пользуемся услугами фирмы, имеющей в своем распоряжении станок лазерного раскроя Внитеп-Навигатор — один из лучших станков на мировом рынке)  составляет (примерно) 45 рублей за метр при толщине стали 5мм плюс также берется 25 рублей за каждую врезку. Приблизительно можно считать так: части раскроя со сложной геометрией (элементы набора) увеличиваются в стоимости на 40% и более от стоимости стали, части раскроя с простой геометрией (листы обшивки) увеличиваются в стоимости на 20%. Для корпуса размером 14 метров можно ориентироваться на сумму в 500 тысяч рублей на стальной раскрой. Все данные — применительно к стали толщиной 5мм.

Количество реза и врезок зависят от сложности конкретного проекта и могут быть примерно посчитаны CAD программой по раскроечным файлам. Примерно — это потому что потом их все равно будет перекомпоновывать менеджер фирмы, осуществляющей резку, и конечная стоимость может отличаться от той, которую посчитали вы сами.

Также нужно помнить такие вещи как:
— расход стали естественно превышает вес готовой конструкции (например, в 1.5-2 раза) — зависит от сложности форм деталей, которые нужно скомпоновать на листе, который подается в раскроечный станок;
— кроме собственно металла на корпус лодки понадобится металл на дополнительные сооружения, например, на плаз, на стапель;
— попытка сэкономить на дорогой и качественной лазерной резке и заменить ее дешевой плазменной, да еще и на недорогом координатном столе — плохая идея, ибо ведет к наращиванию ошибок сборки, потери геометрии судна и сильному замедлению сборочных работ — банально- одна деталь не подходит к другой;

Стоимость сборки

Продолжительность сборки зависит от следующих факторов:
— сложность корпуса — например, корпус с радиусной скулой потребует гибки сегментов обшивки, усложнит подгонку смежных листов обшивки;
— качество сопряжения элементов раскроя- если все стыкуется как задумано — собирать корпус гораздо проще (имеются в виду  и качество проекта и качество резки);
— время года (или погода) — в мороз почему-то оказывается сильно дольше))

Для примера: для очень большого и тяжелого 14-ти метрового судна с двумя водонепроницаемыми переборками и отдельным машинным отделением (что не характерно для круизных яхт) продолжительность сборки составляет 8-10 месяцев. Некая примерная стоимость работ — 110 тысяч рублей в месяц. Также нужно понимать, что корпуса меньших размеров потребуют гораздо меньшего времени сборки- например, ориентировочно можно предположить, что 10-11 метровый корпус без переборок внутри, потребует 4-5 месяцев сборки и 300-350 тысяч рублей на раскрой, то есть в сумме около 800 тысяч рублей не считая проекта.

Как видите, работы по сборке составляют большую часть стоимости корпуса. Когда человек это осознает, у него в голове рождается вполне логичная мысль- купить раскрой, а собирать самому на огороде (вариант купить раскрой и отдать на сборку третьим людям я не рассматриваю — выйдет заведомо дороже и скорее всего хуже по качеству).

Возможность самостоятельной сборки из готового раскроя

Да, такая возможность всегда есть. Скажу больше- на самостоятельную постройку яхты я решился как раз после прочтения блога Аркадия Полякевича, который сам строил в Канаде Вояджер 388 из раскроя, купленного у Брюса Робертса.

В случае самостоятельной сборки нужно, на мой взгляд, понимать следующие вещи:
— хорошо бы «по честному» выучиться на сварщика; сварка- не такой тривиальный процесс, как кажется многим людям в наше время сверхдешевых китайских сварочных аппаратов; а от качества монтажа будет зависеть ваша жизнь ни много ни мало..
— не нужно не дооценивать сложность: если вы умеете варить гаражные ворота или железные двери или на худой конец- забор — вы, естественно, сможете собрать лодку, но объем и сложность работ вас очень неприятно поразят; многие самостройщики собирают 12 метровый стальной корпус 3-5 лет;

Тем, кто прикидывает стоимость постройки своей лодки также нужно понимать, что для того, чтобы сбросить корпус на воду вам как минимум потребуются следующие обязательные компоненты или действия:
-окраска корпуса (до 4.000 руб за квадратный метр, если брать краски International по питерским ценам; площадь — для моего проекта- 300 кв.метров);
-двигатель;
-валолиния (вал, винт, дейдвудная труба с подшипником Гудрича как вариант, сальниковая муфта);
-рулевое хозяйство (если гидравлическая система — то гидравлическая рулевая помпа, трубопроводы, гидроцилиндры);
-иллюминаторы и двери или заглушки на отверстия;

Надеюсь, что после прочтения этого текста у тех «яхтомечтателей», кто решил идти путем самостоятельной постройки своей лодки, не убавится энтузиазма и решимости строить и они не переметнутся в стан покупателей яхтенного пластикового хлама 30-ти летней давности с отваливающимися килями))). Всем самостойщикам желаю удачно спустить на воду свои детища!

🙂