С некоторой периодичностью ко мне обращаются люди с вопросом «а постройте мне корпус яхты?». При этом они зачастую очень неверно представляют порядок цен, наприме, одни считают, что раз у меня уже строится корпус, то построить еще один такойже будет совсем недорого, другие думают, что корпус весом в 10 тонн стоит как 10 тонн стального листа и готовы еще накинуть «целую сотню тыщ рублей» сверху на сборку, прочие расходы и на радость мне. В этой статье я попытаюсь наглядно показать, как обстоят дела с ценами на постройку стальных корпусов для яхт на самом деле.
Да, мы можем построить стальной корпус. Есть опыт строительства стальных корпусов размерами 20, 15, 14 и 6 метров. Также рекомендую к прочтению мою давнюю статью Про стальные корпуса для постройки яхты — там небольшой список верфей и несколько мест где есть готовые корпуса. Правда это было давно и многое наверное поменялось, расценки так уж точно))
Из чего же складывается стоимость стального корпуса яхты? В общем случае стоимость корпуса состоит из трех частей: стоимость проекта, стоимость стального раскроя и стоимость сборки.
Стоимость проекта
Мы можем строить как по своим проектам (уже имеющимся и реализованным в железе, или сделанных специально под требования заказчика), так и по проектам других конструкторов. Проект в нашем случае подразумевает наличие файлов для лазерной резки стального раскроя. В случае если строительство идет по нашему проекту вопросов с этим не возникает, а в случае покупки проектов других дизайнеров есть две проблемы: отсутствие раскроя вообще и небрежность в имеющихся файлах раскроя. Последним страдают многие «широко известные в узких круга» западные дизайнеры (что бы ни говорили они сами и их реселлеры). В случае покупки понравившегося проекта нужно быть готовым к затратам на проверку и корректировку файлов раскроя. Если этого не сделать, то, во первых, может сильно затянуться процесс сборки из-за резкого возрастания объема работ, а во вторых, могут появиться искажения в геометрии корпуса.
Для примера привожу стоимости некоторых проектов:
-стоимость проекта, по которому строится 14-ти метровая парусно-моторная экспедиционная яхта Стальная Крыса составляет 100 тысяч рублей;
-стоимость проекта стального водоизмещающего катера 6 метров составляет 30 тысяч рублей;
-стоимость проекта Moorea 45 дизайнерского бюро Van de Stadt составляет 6000 евро;
-стоимость проекта Dix43 Дадли Дикса составляет 1700 долларов;
-стоимость проекта Voyager 432 Брюса Робертса составляет 1695 долларов;
В последних двух случаях обязательны работы по корректировке файлов раскроя.
Стоимость стального раскроя
Стоимость раскроя состоит из стоимости стали, стоимости лазерной резки и стоимость транспортировки. Сейчас (весна 2014) стоимость стали Ст3СП составляет 22-32 тысячи рублей за тонну в зависимости от сорта проката.
Стоимость лазерной резки на хорошем оборудовании (мы пользуемся услугами фирмы, имеющей в своем распоряжении станок лазерного раскроя Внитеп-Навигатор — один из лучших станков на мировом рынке) составляет (примерно) 45 рублей за метр при толщине стали 5мм плюс также берется 25 рублей за каждую врезку. Приблизительно можно считать так: части раскроя со сложной геометрией (элементы набора) увеличиваются в стоимости на 40% и более от стоимости стали, части раскроя с простой геометрией (листы обшивки) увеличиваются в стоимости на 20%. Для корпуса размером 14 метров можно ориентироваться на сумму в 500 тысяч рублей на стальной раскрой. Все данные — применительно к стали толщиной 5мм.
Количество реза и врезок зависят от сложности конкретного проекта и могут быть примерно посчитаны CAD программой по раскроечным файлам. Примерно — это потому что потом их все равно будет перекомпоновывать менеджер фирмы, осуществляющей резку, и конечная стоимость может отличаться от той, которую посчитали вы сами.
Также нужно помнить такие вещи как:
— расход стали естественно превышает вес готовой конструкции (например, в 1.5-2 раза) — зависит от сложности форм деталей, которые нужно скомпоновать на листе, который подается в раскроечный станок;
— кроме собственно металла на корпус лодки понадобится металл на дополнительные сооружения, например, на плаз, на стапель;
— попытка сэкономить на дорогой и качественной лазерной резке и заменить ее дешевой плазменной, да еще и на недорогом координатном столе — плохая идея, ибо ведет к наращиванию ошибок сборки, потери геометрии судна и сильному замедлению сборочных работ — банально- одна деталь не подходит к другой;
Стоимость сборки
Продолжительность сборки зависит от следующих факторов:
— сложность корпуса — например, корпус с радиусной скулой потребует гибки сегментов обшивки, усложнит подгонку смежных листов обшивки;
— качество сопряжения элементов раскроя- если все стыкуется как задумано — собирать корпус гораздо проще (имеются в виду и качество проекта и качество резки);
— время года (или погода) — в мороз почему-то оказывается сильно дольше))
Для примера: для очень большого и тяжелого 14-ти метрового судна с двумя водонепроницаемыми переборками и отдельным машинным отделением (что не характерно для круизных яхт) продолжительность сборки составляет 8-10 месяцев. Некая примерная стоимость работ — 110 тысяч рублей в месяц. Также нужно понимать, что корпуса меньших размеров потребуют гораздо меньшего времени сборки- например, ориентировочно можно предположить, что 10-11 метровый корпус без переборок внутри, потребует 4-5 месяцев сборки и 300-350 тысяч рублей на раскрой, то есть в сумме около 800 тысяч рублей не считая проекта.
Как видите, работы по сборке составляют большую часть стоимости корпуса. Когда человек это осознает, у него в голове рождается вполне логичная мысль- купить раскрой, а собирать самому на огороде (вариант купить раскрой и отдать на сборку третьим людям я не рассматриваю — выйдет заведомо дороже и скорее всего хуже по качеству).
Возможность самостоятельной сборки из готового раскроя
Да, такая возможность всегда есть. Скажу больше- на самостоятельную постройку яхты я решился как раз после прочтения блога Аркадия Полякевича, который сам строил в Канаде Вояджер 388 из раскроя, купленного у Брюса Робертса.
В случае самостоятельной сборки нужно, на мой взгляд, понимать следующие вещи:
— хорошо бы «по честному» выучиться на сварщика; сварка- не такой тривиальный процесс, как кажется многим людям в наше время сверхдешевых китайских сварочных аппаратов; а от качества монтажа будет зависеть ваша жизнь ни много ни мало..
— не нужно не дооценивать сложность: если вы умеете варить гаражные ворота или железные двери или на худой конец- забор — вы, естественно, сможете собрать лодку, но объем и сложность работ вас очень неприятно поразят; многие самостройщики собирают 12 метровый стальной корпус 3-5 лет;
Тем, кто прикидывает стоимость постройки своей лодки также нужно понимать, что для того, чтобы сбросить корпус на воду вам как минимум потребуются следующие обязательные компоненты или действия:
-окраска корпуса (до 4.000 руб за квадратный метр, если брать краски International по питерским ценам; площадь — для моего проекта- 300 кв.метров);
-двигатель;
-валолиния (вал, винт, дейдвудная труба с подшипником Гудрича как вариант, сальниковая муфта);
-рулевое хозяйство (если гидравлическая система — то гидравлическая рулевая помпа, трубопроводы, гидроцилиндры);
-иллюминаторы и двери или заглушки на отверстия;
Надеюсь, что после прочтения этого текста у тех «яхтомечтателей», кто решил идти путем самостоятельной постройки своей лодки, не убавится энтузиазма и решимости строить и они не переметнутся в стан покупателей яхтенного пластикового хлама 30-ти летней давности с отваливающимися килями))). Всем самостойщикам желаю удачно спустить на воду свои детища!
🙂
25 комментариев
Дополню информацию. Иногда у Ван-Де-Штадта проводятся сезонные скидки на проекты до 25%, сл-но, Moorea 45 можно приобрести за 4500 евро. Когда я проходил этот путь, на этот проект у них не было раскроя. Я настоял, что мне предпочтителен раскрой, теперь он есть в проекте. Но multi-chine — т.е. корпуса со скулами в этом проекте нет, только круглоскулый — round-bilge.
Также есть замечательный проект Мадейра-44 в вариантах и multi-chine и round-bilge.
Также еще неплохой проект меньших размеров, Forna-37, в варианте multi-chine стоимость 1950 Евро, если попасть на скидку — ну куда уж дешевле? ))) А это все-таки 11 метров. Проекты хорошо проработаны.
Дмитрий добрый день!
Вы пишите про сезонные скидки на проект Moorea, подскажите это какое время?
Мне дали ознакомительные чертежи, проект очень понравился, если Вы не против, хотел бы с вами по рассуждать на тему данного самостроя.
Как с Вами лучше связаться?
Александр.
Здравствуйте!
Насчет скидок, это надо периодически заглядывать к ним на сайт, должно появиться объявление в проектах. В прошлом году было в конце ноября, в декабре, насколько припоминаю.
По связи, можно навести курсор на имя пользователя в комментах, и там адрес почты высветится. Или dtar_n@mail.ru
С уважением!
Самую большую проблему вызывает мачта. В России вытянуть профиль не менее сложно, чем купить за границей фирменный профиль. Но, купив фирменный профиль, одним выстрелом убиваете всех зайцев. Вытянув профиль у нас, встает задача профиля на гик. Оно не совсем то что на мачту, но многие используют тот-же профиль. Придется придумывать вертлюг, оковку с блочками на нок гика, оковку топа мачты, краспицы (их можно купить и у нас). Ну и гик имеет немного другой профиль с пазами под ползунки блоков грота-фала, оттяжки гика.
Привожу пример. Для Moorea-45 нужный профиль Sparcraft с приличным запасом по моментам инерции, с гиком, всеми комплектующими, но без тросов стоячего такелажа обходится в 18 тысяч Евро. Без доставки в Россию. Это профиль с сечением 285х182 мм с толщиной стенки 4,8 мм, длиной 20,2 метра и гик длиной 6 метров 220х160х3,8 мм.
Ну можно также делать мачту из стали))
А такто да- ценник на профиль поражает воображение..
Представляю себе, что главная фишка индивидуального заказа стального корпуса — не стоимость, а индивидуальность проекта. Хочешь отсечную непотопляемость — пожалуйста. Хочешь ящик для мопеда — нет вопросов. Хочешь днище из десятки — любой каприз за ваши деньги…
Еще, индивидуально можно построить такую яхту, какую не купишь на рынке мейнстрима. Гафельную шхуну, например.
Другое дело, что бойтесь, люди, своих желаний. Но это отдельный разговор.
Статья хороша для понимания того, что корпус не закажешь за цену металла. Удивительно, но масса мечтающих о яхте, не представляет реальной стоимости материалов и трудоемкости работ. Наступает разочарование и отрезвление. Особенно у самостройщиков, верящих в то, что пачка листов металла у них на дворе — это яхта.
А вобще, мы с Максом уникальные перцы. Некая золотая середина между постройкой корпуса на верфи и огородным самостроем. 🙂
И нифига на яхтостроении из железа не разбогатеешь. Строить дома на продажу значительно эффективнее. А еще эффективнее сидеть на жопе в конторе, и торговать какой-нибудь китайской шнягой..
Так что строительство яхт — это хобби. Отклонение в мозговой деятельности. Как коллекционирование марок…
К сожалению не разбогатеешь, да((((((
очень полезная тема!
Максим а когда раскрой привозят ,его же на паллете привезли -кучей,как понять где какая деталь?
или они маркируют тоже лазером ?
или все же большой железный пазл?
При желании можно на деталях сделать лазерную гравировку и местами мы это используем. Надо бы использовать чаще, особенно когда есть некоторое количество близко одинаковых деталей. А так- по чертежам и контрольным замерам достаточно просто определяется что есть что..
я слабо предсатвляю как можно полсотни деталей каждый раз персыпать ища нужную….
а за гарвировку дополнительно просят денег?
при раскрое не маркируют ну в программе?
Гравировка стоит денег, да. Но она того стоит. Мы тут на днях перепутали в одном месте- пол дня работы на жаре с тяжеленными листами коту под хвост. обидно.. Но в целом- нормально- не путаешься, ибо есть чертежи с контрольными размерами.
Вопрос деловой; сколько Вы берете за кг готового стального корпуса если Вам заказывать?
При текущей скорости работ мы берем 110 тысяч в месяц. А стоимость за килограмм это как средняя температура по больнице. Можно обшивку делать из тройки, а можно из десятки- геморрой не сильно различается, а вот вес- да. Поэтому если интересен заказ- ориентируйтесь не на вес, а на сложность конструкции- присылайте эскизную документацию- будем оценивать время. Ну и надо понимать, что реальность от прикидок может таки существенно отличаться- всего не учтешь, да и опыт в три-пять корпусов не позволяет еще быть объективным..
Как-то не сильно представляю, как можно привести судостроение к величине кг/руб. Много зависит от сложности, толщины листа, размеров, и т.д.
Однако, если 10-тонный корпус можно построить за миллион, можно сказать 100 руб. за кг. Плюс-минус лапоть.
Ну……. Расценки верфей 150-200 рублей за кило + ньюансы . Это минимальная арифметика корпуса , т.е. ксли корпус 10 тонн , то цена металла + 2 млн.
—>>попытка сэкономить на дорогой и качественной лазерной резке и заменить ее дешевой плазменной, да еще и на недорогом координатном столе — плохая идея, ибо ведет к наращиванию ошибок сборки, потери геометрии судна и сильному замедлению сборочных работ — банально- одна деталь не подходит к другой;
—
Не совсем понятно. Есть чертеж. Рабочий производит резку. Данные берет из чертежа. 10 мм х 100 мм. Прямоугольник. Плазменной резкой это не возможно сделать? Или разговор идет о качестве, непосредственно, металла вдоль реза? У плазменной охват больше и металл по бокам линии реза горит и насыщается кислородом?
Если надо качественно вырезать одну полоску 10 на 100 — то да, болгарка и вперед. А если деталей много и если это сложнее прямоугольника то я подозреваю что рабочий с болгаркой еще дороже обойдется, чем отдать на лазер. И некоторые траектории болгаркой просто нереально взять. Про плазму нескажу- опыта мало в плазме. При резке нашей ручной плазмой много облоя, который нужно чистить болгаркой, видел плиты стальные резаные на плазме- вроде ничего так края.
Подозреваю что зависит от установки сильно. Ну и наверное качество стали тоже страдает, хотя как это соотносится с последующей сваркой я незнаю- может при сварке оно там так страдает, что страдания от плазмы- копейки..
>>В последних двух случаях обязательны работы по корректировке файлов раскроя.
Что подразумевается под «корректировкой»? Cutting files от Брюса Робертса не самодостаточны?
Однозначно нет. Примеров хватает.
Максим, не подскажете, что за проект вы используете? Ничего подобного нигде не видел.
По дизайну, напоминает http://georgebuehler.com… но и у него прямо вот такого не нашел.
Здравствуйте, Дмитрий! Проект был создан по моему заказу.
Я построил (еще продолжаю строить и видимо до конца всю жизнь) стальную парусную яхту (17.4м длина, 4.85м ширина по миделю, 37 тонн водоизмещение) в Санкт-Петербурге, по поводу плазмы: недорогие китайские плазмы мощностью 4.5 квт абсолютно бессмысленны (у меня такая есть), сам рез отвратительный (это совсем не тоже самое что промышленные плазмы или лазер), и его потом долго обрабатывать болгаркой приходится, довольно быстро выходят из строя сопла (отверстие становится не круглым), так что болгарка по сравнению с ними и проще и дешевле и быстрее, я использую такую плазму только для вырезки деталей маленького (до 4см радиуса).
если интересно, то все строительство можно посмотреть и потрогать «в живую» в Санкт-Петербурге или онлайн на https://brobo.ru, если просто пообщаться, то я регулярно выкладываю информацию на t.me/epohsv