Давно хотел изложить мысли об экспедиционном паруснике. Каждый по своему видит идеальное судно. Я не претендую на какую бы то нибыло объективность и рассуждаю исключительно об «идеальном парусном судне, каким его вижу я». Любая обоснованная критика приветствуется))
1. Вопросы формы: катамаран или монокорпус, киль, руль, надстройка
Можно много говорить о достоинствах катамаранов (например, малая осадка, или там много места — хотя это достаточно спорный момент, ибо корпуса катамарана узки и тесны, а место много только в салоне), однако катамараны имеют главный и неизбывный недостаток- они гораздо менее живучи и не встают на ровный киль сами в отличии от классической яхты с тяжелым балластным килем. Поэтому вопрос «кат или однокорпусник» я даже не рассматриваю — если есть вероятность попасть в шторм- я хочу попасть туда на монокорпусной яхте, а не на кате.
1.1. Киль, руль, привод
Живучесть яхты подразумевает длинный киль, защищающий вал с винтом; и руль, опирающийся на продолжение нижней килевой линии. Такая конфигурация наиболее живуча как при столкновении с контейнером, так и при ударе о риф. Ведь ничего нету печальнее и смешнее отвалившегося плавникового киля с балластом:
Также я не вижу возможности использовать в качестве движителя сэйлдрайв из-за его сложности, низкой ремонтопригодности и необходимости прорезать в корпусе огромное отверстие для его установки. Классическая дейдвудная труба, вставленная в варенную в корпус стальную трубу, гораздо более надежна. Кстати, по деньгам эти два варианта равнозначны — хорошая валолиния стоит даже дороже.
1.2. Один киль или два
Сделать яхту с двумя килями было очень соблазнительно. Особенно, если решиться ставить два двигателя и две валолинии, ну и два пера руля. Два киля позволят не только не бояться отливов, но и использовать их для обслуживания подводной части, экономя деньги на вытаскивании яхты из воды:
Однако у двухкилевых яхт меньшие критические углы крена не только из-за более высокого центра тяжести, но и из-за геометрии килей относительно корпуса. Таким образом, двух килевой вариант не рассматривался. Также по здравому рассуждению я пришел к выводу о том, что время отлива слишком коротко для каких либо серьезных операций на корпусе- замена валолинии, пескоструйка или окраска. А кренгование (чистка корпуса от наросшей живности) можно сделать и шваброй с тузика))
1.3. Надстройка или ровная палуба
Надстройка. Как сказал один умный человек- это только начитавшись романтических книжек по молодости охота стоять за штурвалом окутанным ледяными брызгами))
Надстройка как у Наутикета меня радует:
Хотя должен сказать, что буксир на заднем плане с краном- тоже очень не плох))
Двери в надстройку снаружи хочется антивандальные и герметичные настолько, насколько это возможно. Ясное дело, что двери ВГН я ставить не буду))
2. Материал корпуса: пластик, дерево, алюминий, сталь
Я являюсь большим противником стеклопластиковых корпусов. Слишком много историй про пузыри воздуха, которые не удалили при производстве и которые стали концентраторами напряжений и, в последствии, местом возникновения серьезных корпусных проблем. Слишком много историй про осмос, слишком неремонтопригодный материал. Слишком примитивная технология при самостоятельном производстве — хотя, надо отдать должное, что при правильном подходе , правильных компонентах (тканях и клеях), делая толщину побольше, и не ленясь выглаживать сэндвич из стеклоткани и эпоксидки — наверное, можно добиться создания безпроблемного корпуса. Однако я не считаю стеклопластик домашнего производства чем-то серьезным, как впрочем и пластик серийных лодок типа Баварии. Естественно, углепластиковые корпуса, строящиеся для Volvo Ocean Race, и стоящие миллионы долларов, не в счёт.
Некоторое время назад (в 2005-2007 годах) я всерьёз рассматривал возможность постройки корпуса из дерева. Большое влияние на меня оказали статьи и построенные корпуса Юрия Ершова. Например, вот его Ersh 462 (подробно тут — http://ershovmarine.com/ersh462/ersh462.htm ):
и еще:
Также, благодаря ему, рассматривал вариант использования на яхте подвесных моторов большой мощности в специальных колодцах. Однако, сейчас Юрий прекратил подобное строительство, купил 50-футовую Бенето и обучает юных капитанов где-то на Средиземке. Со временем, я отказался от мыслей о деревянном корпусе.
Если не пластик и не дерево — значит металл. Это или сталь или алюминий. Ну бывает еще титан, но это скорее исключение из правил. Алюминий дорог, сварка алюминия гораздо менее предсказуема, нежели сварка стали. Но это все я узнал позже, когда пошел учиться на сварщика. К металлическому корпусу я пришел спонтанно, наткнувшись на сайт нашего соотечественника, ныне гражданина Канады Аркадия Полякевича — http://sailboat.creatica.org/install-frames-ru.html — где он замечательно рассказывал о том как строил стальной корпус по проекту Брюса Роберта Вояджер-388:
Узнав, что Аркадий- мой коллега- системный администратор — я подумал, что стальной корпус- не так уж и страшно, должно быть))
2.1. Прочность корпуса
Экспедиционная яхта должна без риска для целостности корпуса выдерживать столкновение со льдинами и притопленными контейнерами, иметь возможность ложиться на бок в случае, если ее экипаж проморгает отлив или она будет выброшена на берег штормом вот так:
или так:
Корпус должен иметь достаточную прочность, чтобы противостоять разламыванию в прибое на рифе вот так:
и иметь достаточную условную герметичность, чтобы не быть затопленным при лежании в прибое на боку.
2.2. Ремонтопригодность
Из всех конструкционных материалов (которые подходят для постройки корпуса яхты) самым ремонтопригодным является обычная черная сталь. Ее можно заварить в любых условиях и я смогу это сделать. Даже под водой (со временем). А вот сможет ли кто-либо заклеить пробоину в стеклопластике под водой — это скорее не вопрос, это скорее насмешка.
3. Размеры
Размеры лодки, на мой взгляд, должны определяться величиной экипажа, который постоянно будет проживать на судне, количеством и размером двигателей и оборудования, которые предполагается иметь и использовать, размером топливных и прочих танков. Однако, по факту, размеры определяются исключительно и только финансовыми ограничениями — каждый метр длины прибавляет существенный процент как к стоимости корабля, так и к стоимости его последующей эксплуатации. Во всяком случае это верно для меня- я не могу позволить себе построить лодку размером больше, чем необходимо, поэтому речь буду вести о судне размером 13.2-13.4 метра (43-44 фута), хотя считаю, что для моих целей оптимальной была бы лодка размером 15-17 метров (49-55 футов).
3.1. Место для экипажа и гостей
Я считаю, что человек, живущий на яхте длительное время — хотя бы месяц, не говоря уже о полугоде и более — должен иметь возможность комфортабельно спать, уединиться при необходимости, комфортабельно ходить в туалет, осуществлять меры гигиены и принимать теплый душ. Особенно это важно при наличии маленьких детей. Также каждый человек, находящийся на борту лодки должен иметь возможность находиться в двух закрытых от непогоды местах не мешая окружающим — например, на своей койке в каюте и в общем салоне, а также на открытом воздухе -такая возможность менять дислокацию очень полезна когда люди находятся в ограниченном и замкнутом пространстве.
Основным и постоянным экипажем я вижу семейную пару с детьми. Также предполагается частое нахождение на борту второй семьи — друзей или родственников. Имея в виду вышесказанное, я считаю что на подобной лодке должно быть три жилых помещения — большая хозяйская каюта в корме, детская каюта и каюта для гостей. Также должно быть два просторных гальюна с душем и теплой водой.
3.2. Место для мотора или машинное отделение
Прежде чем рассуждать о величине машинного отделения (МО), хочу начать немного издалека — с выбора мощности мотора и количества двигателей. Для хода парусного судна на максимальной водоизмещающей скорости большой мощности мотора не нужно. Например для моих 13 метров максимальная скорость, ограничиваемая длиной корпуса составляет примерно 15 километров в час. Чтобы толкать посудину весом в 15 тонн с такой скоростью достаточно и 40-50 лошадиных сил.
Однако, бывают ситуации, когда мощность двигателя и упор винта будут играть не на скорость судна, а на его выживание — например, при попадании в полосу прибоя. Вот, например, так:
Именно для таких ситуаций, а также из соображений дублирования мотора и всей ходовой части на случай поломки, хочется иметь два мощных дизеля и две валолинии с гребными винтами с хорошим упором. Для судна размером 15 метров я бы хотел иметь два дизеля по 100-120 лошадиных сил. По хорошему также нужно иметь винты с регулируемым шагом — это позволит выставлять оптимальные параметры при различных режимах эксплуатации.
Сразу скажу, что сделать так, как я считаю нужным у меня не получилось опять же из-за финансовых ограничений — два дизеля влекут за собой не только две валолинии, но и серьезное увеличение размеров судна. Я остановился на одном новом китайском дизеле для буксира мощностью 65-70 л.с.
Теперь плавно вернемся к размеру МО и его компоновке. Я считаю, что машинное отделение нужно. Оно должно быть достаточно просторным, чтобы обеспечивать доступ к мотору со всех сторон — вы это обязательно оцените, когда дело дойдет до разборки мотора)) Прятать двигатель под лестницу и застраивать его со всех сторон стенами кают — это замечательно лишь для чартерных лодок:
при такой компоновке чтобы подлезть к мотору придется разобрать кучу обстройки со всех сторон. А это отнюдь не будет способствовать ни проведению профилактики двигателя, ни его хорошему охлаждению.
Также в МО должно быть место для расходного бака горючего и развитых систем фильтрации и обезвоживания топлива — если этого не делать, то вероятность в ближайшем будущем оценить просторность МО при разборке дизеля сильно возрастает))
3.2.1. Возможность съема двигателя
Начитавшись многих наших путешественников, которым довелось ремонтировать дизель своими силами и которые испытывали сильные неудобства из-за того, что нет возможности целиком вытащить дизель, я решил что неплохо такую возможность иметь — люки на болтах в потолке МО и в крыше надстройки позволят вынуть весь двигатель краном или даже собственным гиком.
3.3. Место для топлива
Я хотел изначально иметь запас хода на 4000 миль под мотором на тот случай если произойдет какая-то сильно-страшная беда- например будет потеряна мачта у берегов Антарктиды и ей будет зашиблен капитан. Хрупкая девушка при таком раскладе включает мотор и нормально выгребает до Европп. Однако лодка оказалась меньше, чем хотелось и танки под топливо вмещают лишь 2.1 куба плюс расходный бак литров на 300-400. Итого 2.5 тысячи литров.
Мой двигатель TDME 4105C — 70 л.с./52КВт — по паспорту потребляет 245 грамм/КВт*час, Считая, что в обычном режиме он жрет треть от заявленного — получаем 3.4 литра в час, или 82 литра в сутки. Таким образом расход топлива составляет, например, 35 литров на 100 км при скорости 10 кмч, или например 50 литров на сто километров при 7 кмч, что соответствует дальности хода от 7 до 5 тысяч километров (3700-2700 миль). Расчет явно приблизителен и может скорректироваться как в одну, так и в другую сторону. Также тут не учтено потребление солярки на обогрев и приготовление еды.
3.4. Место под оборудование и снаряжение
Начнем с удобств. Не всякая марина, а уж тем более не всякая якорная стоянка расположена рядом с недорогим супермаркетом. Зачастую как раз наоборот. А чтобы добраться до нормального магазина надо или идти пешком- например километров 20-30, или вызывать такси. Вы когда-нибудь ездили на такси в европпах? Впечатление такое, что в ценник кроме собственно поездки включены не только массаж, но и некоторые дополнительные услуги, о которых в приличном обществе говорить не принято)) Таким образом я пришел к необходимости иметь на борту собственное средство передвижения. Я честно был бы не против возить с собой свою Ниву, однако габариты не позволяют, да и разгружать както не очень удобно)) Поэтому вместо нивы будет скутер и небольшая кран-балка для манипуляций с ним. Место- в самой корме.
Далее. Необходимое оборудование для саморемонта и подработки: генератор (как вариант- сварочный генератор) и сварочный аппарат (TIG+MMA) с баллоном аргона. Хотя баллона может быть и не будет из соображений безопасности.
Далее. Еще хочется иметь на борту оборудование для погружений и подъема чего-нить со дна. Бред, да? Ну тут все с самого начала можно назвать бредом, так что я продолжу: три скубы и костюма, включая сухой, 6-10 баллонов, компрессор для их набивки, компрессор для наддува в грузоподъемные мешки и сами эти мешки, мощная помпа для откачки больших количеств грязной воды.
Также хочется иметь небольшой верстачок с необходимым инструментом для слесарных работ — болгарку то полюбому надо иметь))
Место для параплана или большого кайта)
3.5. Место под камбуз
Тесная кухня — это злая женщина. Или еще хуже- злой я. Злой я — это совсем никуда не годицца. Поэтому надо большой кухонный стол, плита на солярке — про то, что газ — зло, я уже писал, но могу повторить еще раз: ГАЗ- это ЗЛО:
и еще раз:
Это хорошо если такое случится около берега. А если в океане? Поэтому плита только на солярке. И обогреватели тоже.
Также нужен специальный экономичный холодильник- ему тоже нужно место.
Напорная установка и бак для пресной воды — пока не могу понять, какого объема- думаю от 500 до 1000 литров, наверное.
Коль уж речь зашла о баках — надо еще упомянуть о фекальном танке — хотя это не совсем кухонная тема)) Так вот- фекальный танк литров на 300-500 — это норм? Или перебор, как вы думаете? К танку — соответствующая помпа, но она места вроде не занимает..
4. Парусное вооружение
Экспедиционная лодка- это все-таки не прибрежный мотосейлер, а парусник, который должен нормально и далеко ходить без мотора. Хорошо бы чтобы управляться с парусами можно было в одиночку. Тут как бэ начинает мелькать призрак бизань-мачты, но иметь две мачты почему-то страшно. Парусное вооружение — это то, о чем я сейчас вообще не имею никакого представления. На форуме Катеров-и-Яхт была создана соответствующая тема, однако никто в ней не обосновал, что две мачты упрощают жизнь. Поэтому я вижу одну. Возможно- с гафельным вооружением.
5. Разное
Разное и прочее, не вошедшее в рубрики выше:
— Кормовая и носовая подрульки;
— Два радара — маложрущий и многожрущий. Хотя может и перебор;
— Бортовая электроника должна включать АИС и прочие средства, призванные воспрепятствовать наезду на нас океанских гигантов;
— Не уверен что нужен ветрогенератор — эта вертлявая фигня всегда у всех ломается, как и бушприт;
— Два якоря спереди и мощные кнехты чтобы была возможность заякориться сзади;
— Кран для тузика и скутера; возможно это будет хитровыдуманная конструкция, на которой обычно висит тузик (вообще, не знаю, насколько это хорошее место для тузика в шторм- болтаться будет ведь страшно и оторваться может):
— Совсем мелочь- сидушка у штурвала- надо обязательно сделать диван чтобы можно было умащиваться вдвоем — а тож жену то любимую надо когдато обнимать)) Какаято вот такая сидушка:
ещебы хорошо чтобы она на 180 градусов инвертировалась, чтоб можно было на стоянках сидеть лицом к народу..
— рассматриваю вариант самодельного гидрогенератора на базе готового генераторного блока, однако делать еще один дейдвуд не хочется, а хочется чего нибудь попроще- например- буксируемое устройство или съем вращения с дополнительного шкива на фланце редуктора. Интересно, насколько вредно или наоборот- безвредно- постоянное вращение редуктора винтом при ходе под парусом?..
31 комментарий
Все правильно
Несколько наивно и хочется много всего на борту
а воспользоваться всем может и времени не хватит
Список смело можно упростить наполовину ведь мешок денежный
не безразмерный и времени на постройку много тратить нельзя
ведь походить тоже хочется Удачи и терпения и средств в достатке!
Я свой Ярославец15 лет строил-восстанавливал а думал за 5-7 уложиться
Буду с интересом следить за постройкой.
Спасибо за пожелания!
А чтокасаемо наивности- тык да- неопытен в этих вопросах вообще ни разу и не скрываю. Ходил мало-мало на пластмассовых бавариях 44ого размера в непосредственной близости от берегов — и только. Но я мыслю так- врятли кто рождается со встроенным знанием постройки яхты, а раз так- дело значит наживное)
Но чо- все правильно. Тока под твои требования надо не 13 метров, а все 23))
Радар достаточно один (broadband 4-го поколения рулит!). Жрет ваще ничего. Ветрогенераторы ломаются у тех, кто экономит и покупает говно. Superwind бесшумен и надежен. Допишите еще хороший пассивный радар-отражатель (echomax 230 passive reflector) плюс активный отражатель (Echomax active dual band reflector).
С двумя двиглами смысл в кормовой подрульке отпадает. 🙂
Ага, спасибо!
А баня и стол для блек-джека?
Я ж написал- семейная лодка. А ты всё про библиотекарш ))
^))
Да Максим, дело это интересное, и познавательное!
По поводу двигателей правильно что остановился на одном. Два двигателя — это вес двойной, объем топлива, вследствие этого размеры и вес лодки, отсюда снова соотношение в сторону увеличения мощности двигателей, оборотов, соответствующих винтов. Кроме того, против прибойной волны как на снимке, еще ни один корабль не ушел, кроме спасательных ботов, которые рассчитаны на эти условия (переворачиваться и восстанавливаться в прибойной волне). Ну и разве что суда, имеющие мощные высокооборотистые дизеля с движителями соответствующими. Нам — чур нас. Потому самое лучшее, как уже заметил — не забираться в такие районы, и держаться подальше.
Газ да, это зло, мало того что в длительном путешествии надо возить с собой более 2 баллонов. Ребята в переходе через Атлантику везли с собой 3 или 4 баллона, кто-то даже 5, и почти все скушали. Не хватит — потом где заправить? Но иметь портативные баллоны с горелкой можно на НЗ. Хотя, многие примеры погорельцев, отнюдь не газ виноват. Элементарно электропроводка, отопители, собственная оплошность, плиты на легковоспламеняющемся топливе. Кроме того на многих старых яхтах двигатели на бензине встречаются, смотрю иногда попадаются, топливо Petrol.
Холдинг-танк (фекальный т.е.) думаю, не нужен более 200 литров, на такой лодке стоять в маринах весьма расточительно, кроме того там есть где сдать это добро, да и то зачастую это формальность, ну а за пределами обитаемого мира он совсем не нужен.
Остальной полезный объем, 300 литров можно занять более полезным грузом — Ямайский ром например )))), или бусики для обмена))).
Заливаться топливом лучше в Венесуэлле, там оно пока дешевле воды ) Даже у нас заливаться дорого, не говоря про Европы. Потому, парус — наше все, дизель только в маринах, ну и на совсем крайний случай.
Ветрогенератор нужная вещь, многие с ним ходят и не собираются отказываться.
Ну я не считаю что один двигатель это правильно, просто денег нет на 17 метровый корпус, два мотора и две валолинии)) Я даже не насчет прибоя волнуюсь, я волнуюсь о том времени когда дизель сдохнет, а это рано или поздно произойдет. С двумя — был бы запасной))
Про пожароопасность- да, всю голову сломал на тему хорошей плиты- ктото за спирт, ктото за электрическую, ктото за солярку.
Про холдинг-танк- фиг его знает. Вот стоишь ты в красивой бухточке на муринге в обществе себеподобных круизёров — например два месяца. Семья пусть три человека- 3 раза в день ходят в туалет- пусть 10 раз в сумме. На самом дле больше. Если смывать унитаз 5-ю литрами воды — это 50 литров. 4 дня- 200 литров. Сдавать это дело за деньги- мне жаба не простит. Сливать втихаря ночью- будешь полным уродом. Фиг знает короче. Понятно, что хочется поменьше, но оно должно быть реально работающим и облегчающим жизнь, а не чисто номинальным.. Хотя допускаю что я зря парюсь- просто опыта нет и незнаю что важно, а что нет.
Тут я думаю, два месяца на одном месте стоять не айс, да и все равно будешь выходить в море, или до цивизизации. Красивые бухты, если совсем дикое место — нужно продукты так или иначе свежие, если цивилизованные, как в Турции, то и удобства есть на берегу. Ну в общем люди как-то находят выход )
Не у всех есть холдинг-танки хотя-бы на 100 литров, у меня в проекте на 180. Просто симметрично по борту с другой стороны еще один образовался ) Итого 360.
Кроме того, в маринах не приветствуется даже сброс серых вод, т.е. из-под мойки. Так то рыбы все сжирают, но в маринах радуют за чистоту. Во время стоянки в Бозуккёой очередного мытья посуды с фэйри вышел на палубу, смотрю, фэйри уже пузырится с остатками еды, ну и рыбы все это сразу хавают. Плавая в химическом облаке.
Маленький секрет открыл для себя — большую миску из-под салата мыть было неудобно в маленькой раковине, так сразу в море прополоскал. Морская вода смывает растительное масло не хуже фэйри, т.е. природу не губим. И остатки еды рыбам на здоровье.
А так да, приятно, когда стоишь в марине, с лодки просматривается дно на 15 метров, вода кристально чистая, и прямо тут же можно не боясь купаться. При условии что соседи блюдут чистоту )
360 значит. Буду ориентироваться на эту цифру))
Один двигатель, это и есть правильно. Все пишут, что если сломался один, то на втором зайдешь в марину по-любому. Это все мечты. Управление одним двигателем, расположенным в стороне от ДП, похоже на управление коровой на коньках. Был неоднократный опыт с моторными Азимутами и парусным катом. В любом случае, если припрет, лучше войти в марину под стакселем, лодка ведет себя предсказуемо. В конце концов отбуксировать на тузике.
Про 4000 миль автономки под мотором, это слишком круто. Оптимально 800л соляры на Трансатлантику с большим запасом (на всякий случай), при ежедневном запуске генератора на 4-5 часов. Если будет погружной генератор, ветряк или солнечная батарея, можно уменьшить до 400.
Я частенько встречал рассказы катамаранщиков, которые умудрялись даже на кате под одним движком заходить.. а у моно валолинии вообще близко.. ну у яхты. понятно что у буксиров разнесены сильно.. Про объемы солярки понял, спасибо.
А не проще транец под подвесной мотор сделать на случай если основной крякнет.
Очень может быть что на купальной платформе надо его иметь, да..
Насчет рулевого устройства Александр прокомментировал:
— «Посмотрел сейчас несколько лодок на выставке в Дюссельдорфе. Что бросилось в глаза. У всех вокруг гельмпорта сделана табуретка из морской фанеры, из табуретки торчит балер, на верх балера одет сектор. Верх балера никуда не упирается. Пока мы тут ходили через Океан, на Бенету Цикладе были серьезные проблемы — вся эта конструкция расшаталась и болталась, не смотря на то, что владелец ее укреплял и дополнительным ламинированием, и и даже листы алюминия туда приделывал.
Еще обратил внимание, что у всех лодок стоит в рулевой оцинковка. Из нее изготовлены разные уголки, упорчики и т.п. Некрашенная. Могу дать в студию фото нового Океаниса 50 (или 55 — не помню, что точно на выставке было) или «лучшего европейского круизера» Океаниса 38. На Цикладе, которой нонче лет семь, вся эта оцинковка уже ржавая.»
Вот, и это лодки с немалым ценником…
Прикольно. Фоток бы я посмотрел, если возможность есть. Интересно на табуретку эту посмотреть.
_http://forum.katera.ru/index.php?/topic/35274-klub-jahti-tisha/page-18#entry1502186 — это уже кто-то усовершенствовал
Ага, спасибо! Фотографии посмотрел.
http://www.westmarine.com/raritan—electro-scan-type-i-msd—P011_334_002_508
вот такая есть хреновина.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как называется судно с первой фотографии (лучше бы сразу производителя :))? Вам удачи в постройке! И семь футов под килем.
Здравствуйте!
Это яхта Гортензия. Подробно о ней я писал тут http://www.steelratboat.ru/230/hortense-expedition-yacht
Построена на JFA Yachts
Максим я собрался стальной параход строить,есть малость вопросы по строительству, и по оформлению в гимсе .
Пишите мне вконтакт вопросы. Или в почту. почта вверху сайта указана.
https://m.youtube.com/watch?v=UBe8Is3H69Y Выдержать такое могут только Стальной и алюминиевый корпус ! это надежность и безопасность ! Я раньше думал что лёгкие лодки круче (быстрее) но они менее надежные при встрече с подводной опасностью , даже с китом !
С виду это яхта Hallberg Rassy, только на своем сайте они пишут что лепят токма стеклопластик и токма на одной верфи. http://www.hallberg-rassy.com/resources/how-a-hull-is-built/
Кстати, там у них куча брошюр, посмотри как у них предусмотрен аварийный румпель. Они в кормовой каюте на баллер тали заводят. Прикольный у них интерьер (надо быть настоящим шведом чтобы в салоне вместо дивана всунуть два кресла). Ну и конечно стиралка, причем это не опция.
Cогласен по всем пунктам.
Скажу тебе так-две валолинии это ещё та проблема,как и два пера руля при одной ….
О гидродинамике слышал?
А я и трогал,после того как один ныне покойный самостроитель с высшим образованием внес в заводские чертежи своё пожелание…..
А по существу то что? а то какието общие фразы. А вот за две валолинии дофига доводов.
Например такие:
Надежность. Два мотора, два вала, два винта. Сомался один мотор- доплывешь на другом, погнул один вал или винт- доплывешь на другом;
Маломерному судну с одним мотором присваивают малое удаление от берега;
Экономия топлива при движении по спокойной воде на одном моторе: если ставим вместо одного на 150 два по 75 например;
А гидродинамика — ну да, ухудшится. Но это мотосейлер, она у него изначально как у кирпича..
Опыт , дело наживное . Но сам он не приходит . Степень удобства и комфортабельности , всегда соревнуются с многими важными критериями . В основном , всё зависит от выпяченной губы .