Насколько я себе представляю на свой непросветленный взгляд- плаз в нашем случае (с подготовкой всех чертежей в солидворксе и автокаде) сильно отличается от плаза в его понимании в «классическом судостроении», если так можно выразиться. В нашем случае плаз- это такой сборочный стол для шпангоутов. На нем должны быть нанесены линии, по которым выравниваются детали шпангоута перед их сваркой. А в «классическом» случае (я тут немного почитал про плаз в судостроительном справочнике 1954-ого года издания) плаз является фактически гигантским кульманом, на котором детально рисуют какието элементы в натуральную величину, и, впоследствии, снимают рабочие размеры для операций с материалом.
Собсно- вот наш плаз, сделанный из швеллеров и листовой стали толщиной 6мм:
Размеры плаза- 6 на 4.5 метра. На плазу вы видите два главных инструмента- швабру, чтобы сметать снег и воду и линейку, чтобы чертить линии. Зацените кстати линейку- при длине 2.5 метра она весит наверное килограмм 50:
Насчет двух главных инструментов я пошутил- там много всего надо и эта суперлинейка сильно второстепенна.
Плаз огромный, листы, хоть и толщиной 6мм, провисают между швеллерами и поэтому простая, казалось бы, задача нарисовать ортогональную сетку превращается в долгое и неординарное предприятие. Для того чтобы начертить перпендикуляр к базовой кромке листа я приструпцинил к плазу угольник, а к угольнику — профиль 20х40:
Так как лист существенно првисает просто так приложить чертилку к профилю и прочертить линию не получится — в самом большом месте провисание около 2х сантиметров- начертить ровную линию на металле, когда линейка находится на расстоянии 2х сантиметров- дело безнадежное, для меня по крайней мере. Поэтому я исползовал обрезок швеллера, который как каретка по направляющей, передвигался по профилю, и уже по гране этого обрезка я чертил чертилкой:
После того как профиль был выровнен на плазу, чтобы он не сдвигался я его придавил кусками швеллера и крутой поверенной линейкой))
Вот так выглядит свеженацарапанная на плазу линия:
Рядм со швеллерной «кареткой» вы видите чертилку из сверла.
А это та же линия через день- уже подржавела:
Всего я разметил 11 вертикальных и 5 горизонтальных линий на участке плаза размером 5х3 метра. Заняло это у меня с непривычки 3 дня. Правая кисть болит до сих пор.
Про чертилки
Магазинные чертилки может и бывают хорошими, но не в моем случае. Я пользовался заточенным на наждаке старым сверлом- очень недурно чертит на металле, только держать не очень удобно- устает рука.
9 комментариев
Добрый день! А как вариант — залить бетонную площадку и на ней все установить? как никак яхта стальная и будет весить несколько тонн. Железо может деформироваться при такой нагрузке. уже сейчас начинаются танцы с бубнами…
Это плаз, это не стапель. На плазу будут собраны шпангоуты и бимсы, после чего плаз будет разобран- листы пойдут на киль, а швеллера- на основание стапеля. Грунт в данном месте достаточно плотный, стапель будет иметь много опор- по две на каждый шпангоут — поэтому я думаю проблем с неравномерной осадкой стапеля быть не должно. А то что обшивка плаза провисла- поленились почащще внутренний набор из швеллеров сделать- казалось, что прогиб незначительный.
Тоже путаю плаз и стапель всегда))
Все путают))
Максим, а сталь на корпус используете обычную, холоднокатанку Ст3сп, или горячекатанную 09Г2с?
Струбцинки зачетные ) Сейчас таких уже наверное не найти? Во всяком случае у нас не встречал, по-моему еще Made in USSR
Стараемся чтобы была горячекатанная Ст3сп или Ст3пс — в нынешних реалиях нет возможности гарантированно купить спокойную. Тройка приходит холоднокатанная. 09г2с не используем — мысль была, но покумекали и смысла не увидели.
Струбцины афигенные. Старой школы как я понимаю.
Был недавно в Кастораме и смотрел струбцины- есть, но они какието говнястые все- винт тоненький, опора на винте тоже какаято стремная.
http://bessey-shop.ru/category/vysokoeffektivnye-strubciny/
струбцины.
http://www.clamptek.ru/production/category/17/f—obraznie-strubtsini.html
подешевле будут.