Плазовые работы

Декабрь 27, 2013 by Max - 9 комментариев


lofting-works-01

Насколько я себе представляю на свой непросветленный взгляд- плаз в нашем случае (с подготовкой всех чертежей в солидворксе и автокаде) сильно отличается от плаза в его понимании в «классическом судостроении», если так можно выразиться. В нашем случае плаз- это такой сборочный стол для шпангоутов. На нем должны быть нанесены линии, по которым выравниваются детали шпангоута перед их сваркой. А в «классическом» случае (я тут немного почитал про плаз в судостроительном справочнике 1954-ого года издания) плаз является фактически гигантским кульманом, на котором детально рисуют какието элементы в натуральную величину, и, впоследствии, снимают рабочие размеры для операций с материалом. 

Собсно- вот наш плаз, сделанный из швеллеров и листовой стали толщиной 6мм:

shipbuilding-loft-02

 

Размеры плаза- 6 на 4.5 метра. На плазу вы видите два главных инструмента-  швабру, чтобы сметать снег и воду и линейку, чтобы чертить линии. Зацените кстати линейку- при длине 2.5 метра она весит наверное килограмм 50:

shipbuilding-loft-03

Насчет двух главных инструментов я пошутил- там много всего надо и эта суперлинейка сильно второстепенна.

 

Плаз огромный, листы, хоть и толщиной 6мм, провисают между швеллерами и поэтому простая, казалось бы, задача нарисовать ортогональную сетку превращается в долгое и неординарное предприятие. Для того чтобы начертить перпендикуляр к базовой кромке листа я приструпцинил к плазу угольник, а к угольнику — профиль 20х40:

right-angle-on-loft-04

 

Так как лист существенно првисает просто так приложить чертилку к профилю и прочертить линию не получится — в самом большом месте провисание около 2х сантиметров- начертить ровную линию на металле, когда линейка находится на расстоянии 2х сантиметров- дело безнадежное, для меня по крайней мере. Поэтому я исползовал обрезок швеллера, который как каретка по направляющей, передвигался по профилю, и уже по гране этого обрезка я чертил чертилкой:

right-angle-on-loft-05

 

После того как профиль был выровнен на плазу, чтобы он не сдвигался я его придавил кусками швеллера и крутой поверенной линейкой))

right-angle-on-loft-06

 

Вот так выглядит свеженацарапанная на плазу линия:

new-line-on-lof

Рядм со швеллерной «кареткой» вы видите чертилку из сверла.

 

А это та же линия  через день- уже подржавела:

old-line-on-loft

 

Всего я разметил 11 вертикальных и 5 горизонтальных линий на участке плаза размером 5х3 метра. Заняло это у меня с непривычки 3 дня. Правая кисть болит до сих пор.

 

Про чертилки

shipbuilding-loft-instrumen

Магазинные чертилки может и бывают хорошими, но не в моем случае. Я пользовался заточенным на наждаке старым сверлом- очень недурно чертит на металле, только держать не очень удобно-  устает рука.