Меня тут несколько разных людей по почте спросили как устанавливались шпангоуты на стапеле. Решил, раз вопрос такой популярный , написать про это.
Речь идёт о стальных шпангоутах, но этот метод можно применять и к деревянным. При сборке на плазу (плаз раз и плаз два) шпангоутных рам к каждой раме на всю ее высоту были приварены по две временных «ноги» из профильной трубы, ноги вертикальны, с одним и тем же расстоянием между друг дружкой и постоянным расстоянием от ног до ДП (тоесть симметрично относительно ДП):
После сборки шпангоутов плаз был разобран и на его месте сооружён стапель (стапель раз и стапель два), представляющий из себя два параллельных швеллера, расстояние между которыми равно расстоянию между ногами шпангоутов. Швеллера выставлены по уровню и имеют дополнительные конструкции, мешающие им смещаться, проседать и тд. После сооружения стапеля на него выставляются ноги шпангоутов, вертикальность отслеживается по уровню, ноги привариваются к стапелю, и делается по укосине на каждой ноге, чтобы шпангоут не упал — смотрите самую первую фотку сверху.
В результате выставляется весь поперечный набор, потом — весь продольный, потом настилается палуба, потом навешивается бортовая обшивка:
Ноги начинают мешать только при установке днищевой обшивки- только в этот момент выступающие снизу части ног мы срезали, ставили днищевые листы и сооружали кильблоки под лодкой. Внутри лодки ноги оставляются как можно дольше — они придают дополнительную жесткость корпусу (не дают шпангоуту сжиматься или растягиваться вверх-вниз) при сборке и проварке:
Удаляются окончательно перед подготовкой корпуса к покраске. Собственно- всё.