Советы по штормованию

Январь 22, 2015 by Max - Комментариев нет


яхта в шторм

Чета круизёров Дэвид и Марси Линн, живущая на своей  яхте Nine of Cups — Liberty 458,  1986 года постройки — делится своим опытом по подготовке к штормам . Их неторопливое кругосветное плавание началось в 2000 году, за это время семья Линн прошла более 70 тыс. морских миль. 

Современные прогнозы довольно точны, и маловероятно, что непогода застанет вас врасплох. Но, если переждать крепкий ветер на берегу не получается, то, по крайней мере, к нему можно подготовиться. Если пролистать наш судовой журнал, то видно, что за 13 лет плаваний мы пережили пять десятибалльных штормов и, возможно, на нашу долю выпало в два раза больше восьми- или девятибалльных.

Если у нас есть время на подготовку и пространство для маневра, наша Nine of Cups достойно справится с ненастьем. Мы всегда начинаем с контрольного листа. О нашем первом шторме мы узнали за день или два. Мы написали список того, что, как мы думали, нам нужно сделать. Когда шторм стих, мы пересмотрели его, внесли правки, комментарии и замечания. Сейчас список хранится в рулевой рубке.

Мы проверяем, чтобы все необходимое лежало на своих местах. Наш контрольный лист включает в себя не только список, что нужно делать во время шторма, но и снабжен пометками о том, где хранятся вещи, которые мы используем редко.

Мы также должны убедиться, что не позабыли порядок действий. Первый раз мы установили штормовой трисель на нужном уровне и настроили паруса методом проб и ошибок. Несмотря на то, что мы совершили не одно плавание, я не рассчитываю на свою память и всегда ношу с собой подробную шпаргалку.

Мы также попытались составить комплекты. Например, наученные опытом, в одном мешке с триселем мы храним шкоты, гитовы и канифас-блоки. Таким образом, в ответственный момент не придется рыться в форпике в поисках тех же шкотовых концов. Более того, шкоты и гитов заранее прикрепляются к парусу. Гитов должен быть достаточной длины, чтобы поднять парус на оптимальную высоту, и иметь на конце огон для крепления к рифовому крюку на гике.

Наш контрольный лист состоит из пяти пунктов.

Пункт первый — паруса и такелаж. Наша Nine of Cups — каттер, то есть оснащена двумя передними парусами, а потому начинаем с замены обычного стакселя на штормовой. При свежем ветре стоящий на внутреннем штаге стаксель убрать проще, чем более удаленный от мачты кливер, особенно если экипаж невелик. К тому же Nine of Cups при сильном ветре лучше идет и легче управляется со штормовым парусом, заведенным на стаксельный, а не на кливерный рельс. Затем мы спускаем грот и закрепляем его на гике. У нас есть сектор гика, так что мы спускаем гик на него и фиксируем. На нашей мачте только один рельс для подъема паруса, поэтому прежде чем устанавливать трисель, необходимо полностью снять грот. Изначально мы подумывали над тем, чтобы добавить второй рельс для триселя, но потом поняли, что освобождение основного больших сложностей не вызывает. Когда триссель-шкоты закреплены, он поднимается и выравнивается по ветру.

Ветер в 60 узлов оставил яхту без стакселя. С тех пор Марси и Дэвид Линн приучились основательно готовиться к штормам

Второй пункт — палуба. Проверяем страховочные лини и леера, к которым они крепятся. При помощи подручных материалов и/или синтетических замазок закупориваем все палубные отверстия вроде цепных труб, у кого они есть, конечно. Затем герметизируем люки и иллюминаторы, надеваем заглушки на вентиляторы. Дублируем крепления канистр, якоря и другого оборудования, размещенного на палубе. Заносим во внутренние помещения и тщательно закрепляем мотор тузика. Сам тузик сдуваем и намертво фиксируем на палубе. Складываем и убираем бимини и тент кокпита, их опоры принайтовываем. Убираем из кокпита вниз все незакрепленные предметы. Фиксируем ветровой генератор. Достаем из форпика резервные веревки и размещаем их так, чтобы в случае необходимости они были под рукой. Закрываем и фиксируем крышки рундуков и ящиков, проверяем спасательный плот, и вспоминаем, как им пользоваться.

Третий пункт — подготовка подпалубных помещений. Понятное дело, необходимо убрать или привязать любой предмет, который может соскользнуть или упасть. Проверяем все ящики и шкафы. Если дверь шкафчика резко распахнется, консервные банки, бутылки или сковородки могут вылететь словно пушечные ядра и натворить бед.

Необходимо убедиться, что все вещи закреплены и, если необходимо, обмотаны тряпками или полотенцами. Закрепляем все горизонтально расположенные крышки и люки, например, дверки холодильников. Убираем ноутбуки, планшеты, фотоаппараты и т. п. в защитные чехлы и прячем в безопасное место. Заправляем койки и натягиваем фиксирующие сетки.

Затем проверяем местонахождение и работоспособность предметов первой необходимости: фонариков и батареек, прожекторов, аварийных укладок, сигнальных ракет, аварийных радиобуев, трюмных насосов (как ручных, так и механических), инструментов и т. п. У нас есть плавучий якорь, его, конечно, тоже готовим. Если у вас имеется AIS или радар, не забудьте включить и проверить аппаратуру. Для страховки проверяем наличие всего необходимого для обрезки стоячего такелажа в случае падения мачты. Готовим доски для заделки разбитых иллюминаторов и сломанных люков.

Четвертый пункт — проверка двигателя. Необходимость завести двигатель во время шторма может возникнуть в экстренных ситуациях, например, чтобы избежать столкновения, так что мы должны быть уверены в нем на сто процентов. Проверяем уровень масла, охлаждение, электрику, ремни и патрубки. Запускаем двигатель примерно на час, чтобы убедиться, что батареи заряжены, но следим, чтобы в расходном баке было достаточно топлива.

Пятый пункт — личная безопасность. Достаем и проверяем штормовое снаряжение, спасательные жилеты и «сбрую». Не лишним будет вспомнить, где лежат маски и трубки — иногда ливень и брызги бывают настолько сильными, что имеет смысл воспользоваться подводным снаряжением. Не стоит забывать и про морскую болезнь — запасаемся медикаментами. Ну, а если не укачает, то наверняка захочется есть, так что на плите с карданным подвесом закрепляем большую кастрюлю с каким-нибудь варевом, которое можно разогревать по мере необходимости.

Но перекусить на скорую руку всегда проще высококалорийными злаковыми батончиками и орехами, не забудьте про них. Наполняем водой фляги и чайник, заполняем термос кипятком.

Ну а когда все готово, внимательно изучаем все доступные прогнозы погоды и пытаемся набраться сил.

Во время самого шторма наши действия зависят от направления его движения. Если ветер попутный, мы продолжаем идти под парусом, по необходимости беря рифы на штормовым стакселе, пока скорость вымпельного ветра не превысит 40 узлов. Трисель не рифится, поэтому если и на нем одном скорость слишком велика, просто спускаем его и продолжаем идти без парусов. Если порывы ветра по-прежнему нарастают, или мы слишком уж разогнались, или начинают обрушиваться волны, мы выбрасываем плавучий якорь. В нашем случае он состоит из 180 небольших конусов, нанизанных на очень длинный трос, крепящийся к корме. Мы подробно прорабатывали вопрос торможения в штормовом море, и такая конструкция кажется нам наиболее эффективной. Еще один плюс в том, что ее можно изготовить самостоятельно. Ну, а самый большой недостаток заключается в реальном риске залить корму, поэтому, как только плавучий якорь спущен, мы закрываем кокпит, спускаемся вниз и переключаем внимание на радар и AIS, не забывая, конечно, для контроля иногда выглядывать наверх.

Если мы идем против штормового ветра, то прекращаем сопротивление как только его скорость достигнет 32–35 узлов.

Пытаться бороться дальше — жесткое испытание для судна и команды, которое, к тому же, вряд ли увенчается успехом. Ну, а как только порывы ветра достигают 45–50 узлов, мы однозначно спускаем паруса, выбрасываем плавучий якорь и ложимся в дрейф.

Из пяти штормов, что нам довелось пережить в море, только два нанесли яхте серьезные повреждения. Три шторма, к которым мы были по-настоящему готовы, заметного вреда нам не причинили.