Очень хочется максимально возможно защитить стальной корпус яхты от коррозии, чтобы как можно дольше не пришлось его поднимать из воды и ремонтировать. Поэтому я ищу всякие разные способы. .
Некоторое время назад мы пробовали напылять электродуговым металлизатором ЭМ-14м, но результат был не очень годным (правда там есть над чем подумать в плане правильных настроек). Однако маталлизаторы подобного типа (как газопламенные так и электродуговые) являются простейшими в своем классе и высоких показателей адгезии напыляемого металла к подложке не дают, ибо не разгоняют частицы напыляемого вещества до существенных скоростей. Например газопламенная горлка NobiJet FS фирмы Nobitec, продаваемая в РФ за 7000 евро(!) дает по паспорту адгезию 15-50 МПа:
2. Характеристики горелки NobiJet FS:
3. Внешний вид NobiJet FS:
Также существуют отечественные ручные газопламенные металлизаторы — пистолеты — типа вышеупомянутого ЭМ-14м, только вместо проводов от сварочника к нему идут шланги от баллонов. Суть одна- скорость частиц там задается давлением внешнего компрессора- а это 6-9 атмосфер и нормальной скорости для прилипания покрытия там нет.
Другое дело- сравнительно молодое, так называемое газодинамическое напыление. Суть в том, что, подающийся сжатый воздух дополнительно нагревается в распылителе электрическим нагревателем или гарением газа и в сопле специальной формы ускоряется до 2-3 скоростей звука. Частицы металла при этом начинают двигаться со своростью 600 метров в секунду. Такие скорости и дают хорошие адгезии порядка сотни МПа.
Газодинамических установок российского производства я нашел две: Термика-3 и Димет. Термика- газовая, Димет- электрический. Термика обещает адгезию 70-120 МПа, Димет- 30-80. Производительность у Термики лошадиная- 1.5 кг покрытия в час, у Димета- ювелирная — пару грамм в минуту. Цены- это кошмар- Термика — 70 тысяч евро, Димет самого младшего поколения — 220 тыс руб.
А теперь немножко картинок и видосов:
Установка HVOF Termika-3 предназначена для нанесения металлических и керамических порошкообразных покрытий методом сверxзвукового газопламенного напыления. На заглавной фотке как раз она. Вот еще несколько фоток:
4. Установка газодинамического напыления hvof-termika-3:
5. Термика-3. В питерском ПромТехКомплекте (http://ptk-welding.ru/termika-hvof/hvof-termika-3) этот чемодан стоит 70 тысяч евро:
6. Горелка Термики-3.
Теперь расскажу о Димете. Сделано в Обнинске. Позиционируется для ремонтных работ в автосервисах. Для работы по площадям совсем не предназначен, к сожалению.
7. Димет 421, стоимостью 410 тысяч рублей (основное отличие как я понял от младших моделей- наличие двух питателей- можно оперативно переключаться между разными напыляемыми составами):
8. У них есть самая младшая модель — Димет 412 — стоит 220 тысяч рублей:
9. Видео работы Димета. Фантастически на мой взгляд напыляет:
Но производительность у Диметов всех моделей настолько мизерная, что страшно подумать сколько такой установкой я буду напылять яхту. Хотя есть мысль пройтись по всем сварочным швам, всем полостям и всей подводной части и этим ограничиться. Хотя если купить установку за 22о тыщ рублей- то грех всю яхту не покрыть..
В общем- лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, и заказывать яхту у Блум-унд-Восс, как Роман Аркадьевич, а не изголяться самому )))