Слеминг

Апрель 20, 2014 by Max - Комментариев нет


слемминг парусной яхты

От англ. slam — хлопать; явление удара днищевой части носовой оконечности корпуса о воду в процессе продольной качки судна при его движении на встречных волнах. Удар сопровождается содроганием корпуса вследствие внезапного нарастания нагрузки на днище и медленно затухающей вибрации. Такую общую вибрацию корпуса называют выпингом в отличие от спрининга (от англ. spring пружинить) — незатухающей вибрации, обусловленной возбуждением изгибных колебаний корпуса под действием периодически изменяющихся гидродинамических давлений на встречных волнах. Слемингу непременно предшествует оголение днища, возникающее чаще всего при встрече судна с волнами, имеющими длины порядка длины судна. Гидродинамические давления на днище при ударах и общая вибрация корпуса могут быть причинами нарушений местной и общей прочности судна.

 

slemming3

 

Повреждения развиваются медленно как накопление пластической деформации обшивки и элементов набора корпуса. Вероятность повреждения корпуса растет с увеличением скорости. Поэтому судоводители нередко прибегают к намеренному ее снижению, чтобы избежать неприятных последствий слеминга. Выбор скорости, однако, всегда носит субъективный характер, т. к. зависит от опыта судоводителя, а также от психологического воздействия на экипаж сотрясений корпуса при слеминге. Внешним проявлением ударов служит образование мощных всплесков воды над носовой оконечностью вдоль борта у форштевня, обрушивающихся на палубу в виде струйно-брызговых потоков. Выход киля из воды не является обязательным условием возникновения удара волн. Слеминг иногда наблюдается при ударах волн в борт носовой оконечности при движении судна не только на встречных, но и на косых относительно волн курсах, особенно когда судно имеет большой развал бортов.

 

Слеминг возникает при продольной качке из-за ударов днища судна о гребни волн. Вероятность ударов днища тем выше, чем больше высота волны и скорость судна. Слеминг наблюдается на встречном волнении, но может быть и кормовым. Избегают это явление снижением скорости или увеличением соответственно осадки носом или кормой.

 

Разгон винта

slemming2

Разгон гребного винта и двигателя вероятен у судов, на которых винты имеют малое погружение в воде. Напряжения в гребном валу при оголении винта могут возрасти в 2–3 раза, что может привести к поломке лопастей, конструкций гребного валопровода, вызвать вибрацию вала и кормы. Очень опасен разгон для дизельных двигателей. Избегают это явление увеличением осадки кормой или уменьшением скорости судна.

«МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина